Внедрение новых технологий
При всех различиях познавательной деятельности школьников средних и старших классов и при соответствующих этому различиях в методике обучения истории формирование исторических знаний проходит общие для всех учащихся основные этапы движения от незнания к знанию, от неполного, поверхностного, отрывочного знания к знанию все более полному, глубоко осознанному, систематизированному и действенному.
Этапы формирования знаний мы характеризуем на изучении школьниками условной темы одного урока в системе изучения предшествующих и последующих тем курса. Характеризуя общие черты движения знаний, мы отмечаем некоторые варианты в обучении учащихся разных возрастов.
Процесс обучения мы прослеживаем в двух его органически взаимосвязанных сторонах: учебной деятельности школьников и преподавательской деятельности учителя. Учитель — организатор и руководитель процесса обучения — определяет содержание, характер и последовательность учебной деятельности учащихся. Однако успешно организовать учебный процесс учитель сможет лишь в том случае, если он не только конкретно определит цели обучения, но и отчетливо представит себе, какая учебная деятельность его учеников необходима для осуществления этих целей. Срою работу учитель строит применительно к прогнозируемой деятельности школьника. В силу этого в левом столбце мы характеризуем поэтапную учебную деятельность ученика, а в правом — преподавательскую деятельность учителя.
Проверка и актуализация знаний по ранее изученному материалу могут проводиться в качестве самостоятельной части урока и в ходе изучения нового материала по связям с ним. В отдельных случаях, например перед уроками семинарского типа, уроками-экскурсиями, киноуроками и др., учебные задачи могут быть поставлены на одном из предыдущих уроков.
Создание проблемной ситуации может сочетаться с постановкой и уяснением основной задачи урока. Проблемные ситуации возможны и к отдельным подтемам урока. Создаются они не на всех уроках.
Уяснение указаний учителя о задачах и способах работы с источниками знаний — документом, картой, картиной; участие в выборе источников и способов деятельности. Работа с источниками знаний, выявление в них материала соответственно учебной задаче. Сообщение-отчет о найденной учебной информации.
Первоначальное осмысление сущности познаваемых фактов: подведение под понятия, установление причинно-следственных связей между фактами, сопоставление с ранее изученными фактами, выявление развития явлений, общих признаков и различий, оценка явлений.
Осмысление фактов осуществляется посредством продумывания и осознания положений, почерпнутых в готовом виде из объяснения учителя, книги, или посредством самостоятельного открытия некоторых из них самими учащимися.
Обоснование и обсуждение самостоятельно сделанных выводов и оценок. Отчеты о решении проблем, высказывание суждений (оценок), возражений товарищам.
Рекомендации источников знаний, инструктаж о способах учебной работы с ними. Возможно при «лечение учащихся к определению источников и способов действий. Руководство работой учащихся по приобретению знаний из различных источников. Слушание и корректирование сообщений учащихся о почерпнутых ими знаниях.
Объяснение сущности изучаемых фактов: раскрытие существенных признаков явлений, связен и отношений между ними, определений, оценок и обобщающих выводов. Использование схем, таблиц, аппликаций, классной доски, учебника.
Способы объяснения — рассуждающее изложение или постановка вопросов и заданий, направляющих мышление учащихся на самостоятельное открытие сущности фактов, или сочетание того и другого.
Проверка самостоятельных суждений и умозаключений учащихся, корректирование, дополнение и подтверждение правильности решения проблем и других ответов.
Первоначальное усвоение исторических фактов и их осмысление условно разделены на последовательные ступени познания. Практически это происходит параллельно и взаимосвязано друг с другом.
Статьи о педагогике:
Методика воспитания быстроты движений
Она предусматривает широкое использование всех основных методов тренировки: методов строго регламентированного упражнения, соревновательного и игрового. Соревновательный метод в процессе занятий скоростными упражнениями применяется (в его элементарной и полной формах) намного чаще и в большем объем ...
Общая характеристика дидактической игры
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия ...
Психологические особенности дошкольников
За последние годы возрастной порог начала обучения английскому языку все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей. Как к этому относиться, и какой возраст считат ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования