Теоретико-методические основы тренинга
Подготовка будущих педагогов и психологов к педагогическому общению - сложный многосторонний процесс, предполагающий ориентир на целостное развитие личности педагога и психолога. Эта проблема рассматривается в исследованиях многих ученых. В одних работах объектом исследования становится процесс формирования и развития основ педагогического общения. В других работах внимание исследователей акцентируется на содержании, формах и методах подготовки к педагогическому общению в системе профессионального обучения. Разные подходы к исследованиям обусловили и разные результаты, взаимодополняющие друг друга. Так, при первом подходе результатом исследования является перечисление знаний, умений и личностных свойств будущих педагогов и психологов, которые обеспечивают оптимальное педагогическое общение. При втором - теоретическая разработка различных путей и средств подготовки к педагогическому общению и их возможности в системе вузовского и послевузовского образования.
В то же время, по данным И.П. Глинской, 80% опрошенных учителей испытывают потребность в пополнении знаний по проблемам общения с учащимися. Анализ литературы и опыт показывают, что это обусловлено несколькими причинами:
1) во многих вузах проблема совершенствования профессионально-педагогического общения не рассматривается как основа подготовки учителя к профессии, поэтому педагоги довольствуются житейскими представлениями об общении и стихийно приобретенным опытом общения;
2) профессиональная подготовка не обеспечивается специальными дисциплинами по развитию необходимых для учителей знаний, умений личностных качеств, значимых в общении с учащимися и окружающими;
3) медленное внедрение в систему подготовки и повышения компетентности в педагогическом общении новых подходов, целостных по своему содержанию и структуре;
4) при теоретической разработке и практической подготовке к педагогическому общению не учитываются личностные особенности педагога, обусловленные социоэтническими факторами;
5) профессиональная подготовка учителей недостаточно обеспечивается психологическими концепциями и основами знаний психолого-практической деятельности.
По Ю.Н. Емельянову, повышение компетентности в общении следует рассматривать исходя из таких основных источников ее приобретения человеком как жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и социальные научные методы. Чтобы профессиональное психолого-педагогическое общения было успешным, необходимо профессиональное освоение его на теоретическом уровне, развитие способностей к общению, формирование умений и их реализация в процессе общения. Ни один из этих компонентов сам по себе, в отрыве от других не гарантирует будущим педагогом и психологом успешного взаимодействия во взаимоотношениях с учащимися, ибо он и работает лишь во взаимодействии с другими составляющими основ педагогического общения. Следовательно, для выявления этих компонентов и их совершенствования необходимо разработать соответствующую технологию.
В системе вузовского образования традиционными методами подготовки к педагогическому общению являются лекционные, семинарские и лабораторно-практические занятия. Но наряду с ними, с 70-х годов ХХ века, исследователи многих стран стали разрабатывать различные системы интенсивного группового обучения компетентному общению, рассматриваемые как активные методы обучения, т.е. тренинги. Профессиональный психолого-педагогический тренинг является главной предпосылкой того, чтобы привести в действие внутренние резервы педагога и психолога, актуализировать их способность к саморазвитию, самопознанию. Анализ источников дает понимание тренинга как упражнения, использующего способы саморегуляции, а также как основу освоения нового, обеспечивающего развитие активности, творчества, интуиции, высокой работоспособности, конструктивности мышления, уменьшения стрессируемости. Поэтому тренинг необходим в профессиональной деятельности будущих педагогов и психологов, требующей высокого уровня физической, психической и социальной культуры. При этом значительная интенсификация подготовки к педагогическому общению обеспечивается за счет интеграции теоретических положений общей психологии, педагогики, социальной и педагогической психологии, а также за счет интерактивных, организационно-дидактических возможностей обучения.
Статьи о педагогике:
Типы обучения
Существует несколько типов обучения или донесения информации, которые мы рассмотрим ниже. 1. первый тип – это донесение информации до других людей, просто «вываливая» ее на них, вне зависимости, что они потом с ней будут делать и как ею распорядятся. 2. второй тип обучения – это практическая тренир ...
Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшеклассников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также вызывает интерес учащихся и приводит к ощутимым результатам. Кружок литературных краеведов объединяет учащихся средних или старших ...
Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой
Забайкалья
Практическая работа осуществлялась нами на базе ДОУ №22. Рассмотрим, какое экологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой Забайкальского края. Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования