Теоретико-методические основы тренинга
В настоящее время содержание системы интенсивного обучения общению и ее методические основы разрабатываются на теоретическом, эмпирическом и прикладном уровнях Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Ю.Н. Емельяновым, С.И. Макшановым, Л.А. Петровской, Е.В. Сидоренко, А.П. Ситниковым, Х.Т. Шерьяздановой, А.Р. Ерментаевой и другими учеными.
Разновидностями тренингов являются социально-психологический тренинг (Б.С. Девятко, Л.А. Петровская и др.), учебно-тренировочные группы (Ю.Н. Емельянов), активное социальное обучение (Г.А. Ковалев), видеотренинг (Х. Миккин), активное социально-психологическое обучение - АСПО (Т.С. Яценко), профессионально-педагогический тренинг (С.Б. Елканов, В.А. Кан-Калик, В.В. Кузнецов, А.А. Леонтьев, А.Р. Ерментаева и др.), акмеологический тренинг (А.П. Ситников) и др. Все эти психотехнологии группового обучения представляют собой один и тот же подход, направленный на достижение и под держание высокого интеллектуального познания, развитие личностных качеств и обогащение опыта общения. Хотя в каждом отдельном случае используется свое название, определяющее организационно-методическую аранжировку обучения, каждая из этих методик опирается, прежде всего, на внутренние творческие возможности личности. Задачи тренинга могут быть различные, но в силу целостного характера процесса общения они всегда взаимозависимы, взаимообусловлены. В то же время при организации тренинговых занятий одна из этих задач должна быть ведущей; выбор такой задачи определяет содержание обучения компетентному общению, развитие определенных его компонентов, значимых в общении. В соответствии с этим для активных методов обучения общению характерна вариативность.
Профессионально-педагогическое общение специфически обусловлено характером взаимодействия и взаимоотношения учителя и ученика с предписанными ролевыми позициями. Поэтому при организации тренинга для студентов педвузов приходится прибегать к особым ситуациям общения, в которых бы воспроизводятся аспекты поведения из реальной практики и общения учителя с учащимися и окружающими. В тренинговой группе студент пробует реализовать свои возможности в различных ситуациях взаимодействия, взаимоотношения, приобретает отдельные умения в общении. Таким образом, профессиональный психолого-педагогический тренинг, как средство подготовки будущих педагогов и психологов к педагогическому общению создает реальные условия зарождения потребности в знаниях и их практическом применении, способствует самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию в сфере общения. В этой связи тренинг рассматривается нами как система упражнений, которая положительно меняет позиции студентов, в овладении основами педагогического общения.
Между тем анализ работ, посвященных проблеме применения тренингов, показывает, что отсутствуют исследования об их специфических особенностях при реализации в определенной национальной студенческой группе. Это накладывает свой отпечаток на характер подготовки к педагогическому общению будущих педагогов и психологов с казахским языком обучение.
В целях более детального исследования проблемы мы использовали работы, с помощью которых имеем возможность проанализировать различные формы, методы, средства интенсивного обучения компетентному педагогическому общению в системе "учитель-ученик". Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская в своих исследованиях раскрыли сущность социально-психологического тренинга. Авторы считают, что восприятие, понимание человеком другого в процессе общения являются сердцевиной тренинга и определяют основные задачи, организационную процедуру и конечный эффект. В их исследованиях подробно рассмотрена проблема обратной связи как важнейшей составляющей тренинга, обеспечивающей его эффективность. Обратная связь в тренинге, т.е. те сведения, которые получает человек от других участников группы относительно своего поведения, достигает своей цели при соблюдении следующих условий:
Статьи о педагогике:
Колония-завод
Прошли годы упорных сражений за светлое будущее детей. И в этих педагогических сражениях одну из главных ролей играл высокопроизводительный труд на современном оборудовании. А. С. Макаренко прекрасно понимал, что однообразная, примитивная работа не принесёт ничего полезного для ума и души воспитанн ...
Город как система
Сложное целое, каким является город, может успешно работать только в том случае, если он устроен системно. А город по своей сути не может не быть системой. Он состоит из разных по назначению частей, которые дополняют друг друга, находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости. Составным част ...
Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
Ни одно физическое упражнение не мыслимо без проявления силы. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения и способствует выносливости и ловкости. По данным А.В.Беляева правильный подбор упражнений должен обеспечивать пропорциональное развитие всех участвующих в соревновательном движе ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования