Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
Словарь ребенка формируется на основе доступного материала, понятного ему. Поэтому первоначально в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения и лишь значительно позднее – слова обобщающего характера.
Развитие словаря ребенка в онтогенезе напрямую связано с его представлениями об окружающей действительности. Накопление знаний и представлений об окружающем, протекает в процессе речевой и неречевой деятельности при взаимодействии ребенка с реальными объектами, явлениями, а так же через общение со взрослыми. Обогащение словаря происходит через знакомство с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий.
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе отмечается, что предпосылками развития речи, с одной стороны, является неречевая предметная деятельность ребенка, другими словами, расширение связей с окружающим миром через чувственное, конкретное восприятие мира, а с другой стороны – речевая деятельность взрослых и ребенка.
На ранних периодах развития ребенка, общение взрослых с ними носит эмоциональный, односторонний характер, который обеспечивает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Постепенно это общение переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики.
В конце первого и начале второго года жизни, у ребенка усиливается реакция на словесный раздражитель (ориентировочный рефлекс), но слова не отграничиваются друг от друга, т. к. наблюдается реакция на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.
Затем на основе ориентировочного рефлекса, формируется рефлекс второго порядка. Он заключается в развитии подражательности, многократном повторении слова, что способствует усилению слова, как компонента в общем комплексе раздражителей.
Именно в этот период развития речи ребенка появляются первые лепетные слова, которые представляют собой фрагмент услышанного слова, в большей мере состоящие из ударных слогов (например: ваза – «ва», мячик – «тикь»). Для таких слов характерно искажение звукового оформления, сокращение количества слогов, упрощение стечений согласных (цветы - цити), взаимоуподобление слогов (иди - диди)
Следующий этап развития речи детей, многие исследователи называют стадией «слово-предложение». В так называемом, слове-предложении сочетания слов складываются по грамматическим правилам данного языка, звукосочетания грамматически не оформлены. Слово еще не наделено грамматическим значением. Слова-предложения на этом этапе выражают либо повеление, либо указания, либо называют предмет или действие.
В возрасте 1, 5 – 2 года дети начинают расчленять комплексы на части. Эти части вступают между собой в различные комбинации. Именно в этот период у детей бурно растет запас слов, который к концу 2- го года жизни насчитывает около 300 – 400 слов, разных частей речи.
Развитие словаря у ребенка происходит в направлении предметной соотнесенности слова и в направлении развития значения. Новое слово возникает у ребенка как тесная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом. Воспринимая новое слово, ребенок обязательно связывает его с предметом, а в затем и воспроизводит его.
В этом же возрасте (1,5–2 года) ребенок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря, с помощью вопросов: «что это?», «как называется?». К 3, 5 – 4 годам предметная соотнесенность слова приобретает достаточно высокую организацию, но процесс, в целом, на этом не останавливается.
В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, т. е. слово может обозначать признак, предмет и действие с предметом. Уточнением значения, в этом случае, выступает сопровождение слова определенной интонацией или жестом.
Наряду с уточнением значения, происходит и развитие структуры значения слова. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится с конкретным образом предмета, а с другой стороны, оно обобщает совокупность предметов, признаков, действий. На значение слова оказывает влияние и связь с другими словами (унылая пора, веселая пора, короткая пора). Слово приобретает различные значения в зависимости от контекста и в зависимости от интонации.
Статьи о педагогике:
Научно-исследовательская работа
Результаты научно-исследовательской работы (НИР) являются главным показателем деятельности, базой образовательной технологии любого вуза. Именно НИР отражает квалификацию профессорско-преподавательского состава и качество подготовки специалистов, поскольку интеграция науки с образовательным процесс ...
Анализ деятельности ДОУ «Солнышко» по патриотическому воспитанию
дошкольников
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Махневский детский сад №1» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МКДОУ «Махневский детский сад №1» общеразвивающего вида). Целью МКДОУ «Махневский детский сад №1» являет ...
Мотивация и природа математических знаний
Применить успешно метод мотивации в учебном процессе невозможно без знания природы математических понятий и теорий. Ответить на вопрос «Что такое математика?» так же трудно, как, согласно словам Кузьмы Пруткова, постараться «объять необъятное». Термин «математика» происходит от греческого слова «µб ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования