Особенности детских рисунков и их психологическая интерпретация
Рисунок - изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний). В изобразительной культуре человечества рисунок складывался, имея в каждый период развития свои особенности, характерные признаки времени, неся на себе печать поколений, но всегда сохраняя для нас индивидуальность автора. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, по назначению, технике и характеру исполнения.
Рисунок выполняет две основные функции. Во-первых, он опосредует субъективные эмоциональные переживания, которые по тем или иным причинам не могут быть выражены спонтанно и адекватно. Эту функцию рисования отмечал еще З. Фрейд, рассматривая и как проявление защитной сублимации. Во-вторых, рисунок является средством передачи информации. Но порой нам, людям цивилизованным и далеким от примитивного мышления, бывает трудно точно установить, имеем ли мы дело с "чистым" рисунком, воплощением эмоции, или же с "письмом", сообщением. Иногда имеет место смешение.
Анализ рисунка, письма, "изобразительного языка" в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации. К сожалению, расширяющееся применение графических методов и процедур пока не привело к созданию работ, обобщающих опыт их использования, к формированию общего подхода к психологическому анализу разных видов изображений, в настоящее время пока еще нет единства взглядов на интерпретацию результатов психографического исследования.
Графическая деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния ребенка, его способности отражать картину мира и свои переживания. Выделяют следующие стадии становления изобразительной деятельности ребенка:
1. Стадия марания. Это первые пробы рисования, "каракули" - ребенок "играет" карандашом по бумаге, выводит какие-то линии.
2. Стадия примитивных изображений. У ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы.
3. Стадия схематических изображений. Человек и животные изображаются очень схематично. Ребенок рисует профили, но часть фигуры изображается боком, а остальное - лицом к наблюдателю.
4. Стадия правдоподобных изображений. Ребенок постепенно отказывается от схемы и пытается воспроизвести действительный вид предметов.
5. Стадия правильных изображений. Это рисунки различной степени совершенства.
Рассмотрим развитие детского рисунка более подробно. Некоторые авторы исходят из мнения, что он возникает на основе подражания и имеет спонтанное движение, однако признают, что уже первое маранье может иметь собственное содержание. Детское маранье окрашено эмоционально положительно: ребенок получает удовольствие как от движения, так и оттого, что перед ним возникает на бумаге. Примерно на третьем году жизни ребенок начинает применять контурные формы (круг, квадрат и т.д.). Как только он ими овладевает, начинается стадия схематических изображений. Первым рисунком бывает человеческая фигура, затем следуют рисунки цветов, животных, домов, автомобиля, корабля и т.д. Люке использует термин интеллектуальный реализм - ребенок рисует то, что он знает, а не то, что он видит. Бергер приводит четыре закона детского рисования: наглядность, видение в горизонтальном плане, прозрачность, полезность и превосходство. По мере совершенствования вербальных выражений прибавляются и детали в рисунке. Однако рисунок и речь, вплоть до школьного возраста, сохраняют схематический характер. Рисование дает возможность выразить вещи, ситуации и события посредством картинок, когда устная или письменная речь предоставляет ребенку гораздо более бедные коммуникативные средства (эта функция рисунка сохраняется до 10 лет).
Статьи о педагогике:
Методика воспитания быстроты сложных двигательных реакций
Наиболее значительные требования, связанные с быстротой сложных двигательных реакций, предъявляются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, слалом, скоростной спуск, мотоциклетный спорт и т. д.). Большинство сложных двигатель ...
Краткие характеристики классификации наглядного метода обучения
Под наглядным методом обучения понимаются такие методы обучения, при которых усвоение учащимися знаний находятся в существенной зависимости от применяемого в процессе обучения наглядного пособия или технического средства. Наглядные меч оды обучения используются во взаимной связи со словесными и пра ...
Лингвистический аспект формирования синтаксической
структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Предложение – это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершенностью и выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение. По своему строению и значению предложения очень разнообразны. По количеству грамматических основ они делятся на простые ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования