Психопрофилактика нарушений развития речи

Перспективы образования » Диагностика развития речи у дошкольников » Психопрофилактика нарушений развития речи

Страница 1

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры.

Так, обследование речи детей последних трех лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т. д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры, регулярно проводимые психологом, воспитателями и родителями.

В игре можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». В играх психолог обращает внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы:

1. Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы — козленок, у гуся — гусенок).

2. Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок).

3. Слова с различной основой слова (у овцы — ягненок).

Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных — это добавление суффиксов, где ведущий, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок — второе (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний. Профессор Г. А. Волкова указывает, что глагольный (предикативный) словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и рекомендует логопедам иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

1. Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).

2. Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает).

3. Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).

4. Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется).

5. Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает).

6. Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Игра на данную тему проводится после предварительной работы по картинкам. Ведущий произносит прилагательное, а ребенок называет прилагательное с противоположным значением (горячий — холодный, острый — тупой, грязный — чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший — плохой», «маленький — большой». Ведущий специалист в области логопедии Л. Г. Парамонова советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Социокультурный подход как средство повышения мотивации
В педагогике существует 2 тенденции погружения учащихся в инокультуру: 1. без опоры на культуру родного языка; 2. с опорой на культуру родного языка. Минимальными необходимыми условиями для осуществления социокультурного образования являются: · междисциплинарная интеграция культуроведческих сведени ...

Конспект урока математики для учащихся 5 класса на тему «Сравнение десятичных дробей» с использованием презентации
урок математика обучение презентация Тема урока: «Сравнение десятичных дробей». Цель: - образовательная: изучение правила сравнения десятичных дробей, формирование умений учащихся пользоваться правилом сравнения десятичных дробей. - развивающая: развитие памяти, внимания, логического мышления, вооб ...

Анализ программ и учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы
Содержание построения курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоен ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru