Лингвострановедение как социокультурный компонент

Страница 1

Основной целью обучения иностранного языка в средней школе является развитие личности школьника в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка, способствует желанию «участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности».

Верещагин Е.М. считает, что «выясняя соотношение личности и культуры, невозможно понять генезис становления личности в отрыве от культуры социальной общности. Желая понять внутренний мир немца, англичанина или француза, следует изучить немецкую, английскую и французскую культуру».

В основном все исследователи по данной проблеме (Баженова И.С., Бим И.Л., Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Никитенко З.М., Осиянова О.М. и др.) ставят во главу угла лингвострановедение

- аспект методики преподавания ИЯ, в котором исследуются проблемы ознакомления изучающих язык с новой для них культурой. Этот предмет имеет собственный материал исследования, который является сугубо лингвистической дисциплиной, так как предметом лингвострановедения

являются факты языка, отражение особенности национальной культуры, которая изучается через язык, и для отбора, описания и презентации лингвострановедческого материала используются лингвистические методы.

Между тем лингвострановедение не отражает весь комплекс знаний, умений и навыков, связанных с иноязычной культурой. Этот аспект содержания обучения не заключает в себе то, что подразумевается под термином «национальная культура». Изучающие иностранный язык должны знакомиться с языковыми единицами, наиболее ярко отражающие национальные особенности культуры народа – носителя языка и среды его существования.

Основным объектом лингвострановедения

традиционно считают фоновые знания носителя языка, и вербальное поведение в актах коммуникации. Социокультурный компонент обучения иностранного языка, на базе которого формируются знания и религиях, нравах, обычаях, традициях страны изучаемого языка; знания и навыки коммуникативного поведения в актах речевой коммуникации; навыки и умения вербального и невербального поведения, входит в содержание национальной культуры. Социокультурный компонент содержания обучения иностранному языку имеет огромный потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижениями национальной культуры. Как известно, отсутствие непосредственного контакта с носителями иностранного языка в условиях страны изучаемого языка усиливает образовательную значимость иностранного языка и, следовательно, более последовательную опору на социокультурный компонент содержания обучения.

В учебном процессе следует учитывать, что слово одновременно является знаком реалии и единицей языка. Безэквивалентная и фоновая лексика нуждаются в комментарии, требуют особого внимания преподавателя. Безэквивалентные слова в строгом смысле непереводимы, и их значение раскрывается путем толкования. Например:

Toussaint – праздник всех святых у католиков, празднуется 1-го ноября.

Baccalaureat – экзамен на степень бакалавра после окончания средней школы.

Cristiania – резкое торможение поворотом на лыжах.

Julienas – вино марки божоле.

В русском языке аналогов вышеперечисленной лексике нет.

Лингвострановедение ставит своей задачей

изучение единиц языка, наиболее ярко отражающих особенности культуры народа-носителя языка и сферы его существования.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
С целью совершенствования творческого потенциала подростков нами был разработаны занятия по фотоискусству. Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереаль ...

Методика изучения аксиом стереометрии
Построение системы аксиом стереометрии происходит по двум направлениям: 1) переформулирование аксиом планиметрии для пространства; 2) добавление новых “специфических” аксиом стереометрии. Первое из них осуществляется через принятие аксиомы: “В каждой плоскости пространства справедливы (выполнимы) в ...

Разработка и апробация системы уроков с использованием ролевых игр для развития диалогической речи на уроках английского языка
На данном этапе исследования (в рамках формирующего этапа) было разработано и проведено 8 уроков, в течение которых использовались ролевые игры, направленные на развитие диалогической речи. Ролевые игры являли собой определенную ролевую ситуацию. Основными параметрами, определяющими характер ролево ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru