Лингвострановедение как социокультурный компонент

Страница 3

В последнее время в методике отечественных и зарубежных исследователей возрос интерес к изучению вопросов, связанных с употреблением языка, с необходимостью сообщать участникам не только сумму знаний в той или иной ситуации общения. Это требует от коммуникантов знаний норм и традиций общения народа – носителя изучаемого языка, т.е. всё то, что подразумевается под коммуникативным поведением как частью национальной культуры.

Знания норм и традиций общения народа позволяют участникам речевого акта, принадлежащим к разным национальным культурам, адекватно воспринимать и понимать друг друга, то есть способствовать «межкультурной» коммуникации.

Незнание норм и традиций общения носителей другой культуры повлечёт за собой и состояние, возникающее по причине несовпадения культур, называющееся «культурным шоком. Языковые различия между народами очевидны не только в том, что нации говорят на разных языках, но и в особых языковых привычках (русские кричат по-русски, французы – по-французски).

Говоря о национальной культуре носителей языка, различают вербальное и невербальное поведение.

Любое общение сопровождается различными паралингвистическими элементами, то есть мимикой, позами, жестами. Совокупность норм и традиций общения, отражающих рекомендуемые правила общения, сложившиеся в обществе в силу исторических традиций, ритуалов, социальных ситуаций, включающих мимику, жесты, позы общающихся, называется невербальным коммуникативным поведением

(немым языком общения). Невербальные языки важны не только для коммуникации, но и прежде всего для формирования внутреннего мира обучающегося и его отношения к носителям изучаемого языка, к их культуре, к их способу жизни.

Обучая культуре невербального общения, нельзя оставить без внимания психофизиологические симптомы эмоционального состояния. К эмоциональным симптомам относятся: изменение цвета лица, двигательные симптомы (дрожание рук, губ), звуковые симптомы (плач, пропадание голоса). Некоммуникативные движения встречаются тогда, когда говорящий пытается заполнить паузы в речи или испытывает затруднения в формулировке своей мысли. Сюда относятся привычки, направленные на снятие внутреннего напряжения (кусание губ); движения, направленные на какой-либо предмет (крутить кольцо на пальце).

В учебном процессе лучше не отрывать жесты от речи, т.к. в тесном говорении они тесно связаны.

Речевой этикет не включен в УМК по иностранному языку. Учителю самому необходимо разработать программу преподавания речевого этикета, так как он имеет национальные особенности.

Важной частью речевого этикета народа являются действующие в национальном общении запреты на употребление определенных выражений и затрагивание определенных тем. Во всех европейских странах существует табу на вопросы о зарплате. В Америке за столом запрещено говорить на тему политики и религии. Незнание или невыполнение правил местного речевого этикета может привести к недоразумениям и даже конфликтам.

Социокультурное образование на уроках французского языка имеет огромный потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижениями национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры и способствует более осознанному овладению иностранным языком как средством общения.

Страноведческое насыщение иностранного языка важно начинать со вступительного этапа его изучения. Это обуславливает новый подход к отбору всего содержания обучения, при котором каждый компонент нужно будет обогатить информацией о культуре страны изучаемого языка (знание, речевой материал, ситуации, темы, навыки и умения), чтобы всё работало на межкультурную коммуникацию. Занимательность предшествует познавательному интересу к предмету, а новые впечатления помогают пробудить в учащемся интерес к учению. Основным мотивом при этом мог бы стать интерес к культуре народа - носителя языка. С другой стороны, социокультурный компонент способствует более осознанному овладению иностранным языком как средством общения.

Страницы: 1 2 3 


Статьи о педагогике:

Методы работы с многодетной семьей
М.В. Фирсов, Е.Г. Студентов определяет, что первоначально. С чего начинает социальный педагог совместно со школой, - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в не ребенка. После изучение семьи стоит задача - создать в семье новые отн ...

Понятие «готовность к школьному обучению»
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответств ...

Понятие «театрализованная игра», ее виды, значение и место в воспитательном процессе
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В игре ребенок реализует себя как личность, способную на создание своего видения мира, и это является наиболее доступным для ребенка и интересным для него способом выражения знаний и эмоций и чувств. Об этом пишут многие из ученых, изучавших эту ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru