Развитие мотивации изучения иностранного языка на основе использования социокультурного компонента
Социальная трансформация современного российского общества связана с динамикой системы образования. Учитель - главная фигура, от которой зависят позитивные изменения в данной системе. К личности и уровню профессионализма педагога, который работает в 21 веке, предъявляются высокие требования. Он должен быть готов гибко и творчески реагировать на быстро изменяющиеся социально-экономические условия, влияющие на характер педагогической деятельности и быть прежде всего ориентированным на развитие личности растущего ребёнка.
Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе, региональных вариантов содержания обучения и его структуры.
Представляется важным, что в школе проверяются разные стратегии обучения. Чем больше будет альтернативных методических и педагогических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей обучения по предмету в целом.
При этом центральными проблемами перестройки преподавания иностранного языка в средней школе являются вопросы определения целей, при разработке которых эффективными представляются идеи об обучении не просто языку, а иноязычной культуре в широком смысле этого слова.
С одной стороны цель определяется объективными потребностями большинства, выражая его социальный заказ. С другой стороны, она сама определяет всю систему обучения, её содержание и организацию.
Усиление коммуникативной стороны отражается в трансформации целей обучения иностранному языку и содержания обучения.
Е.И. Пассов и другие исследователи предполагают следующую последовательность обучения в содержании обучения иностранному языку, и в том случае, если эти изменения можно охарактеризовать как инновационные, они обозначаются термином обновление содержания образования
.
В России билингвистическое развитие школьников наиболее интенсивно осуществляется в школах с углубленным изучением иностранных языков, в которых иностранный язык служит также средством образования и самообразования в других предметных областях (зарубежная литература, страноведение и культуроведение стран изучаемых языков). Вступление России в Совет Европы, расширение и углубление связей её педагогической общественности с зарубежными коллегами, интенсификация программ по школьному международному сотрудничеству создают реальные предпосылки для билингвистического развития средствами иностранного языка.
Иностранный язык как учебный предмет сможет полноценно выполнять свои функции лишь при условии, если все аспекты процесса обучения будут рассматриваться на равных условиях, что означает их равноправие в плане значимости для формирования личности ученика.
Основываясь на данных прагмалингвистики и принимая во внимание изменившийся статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика особо подчеркивает необходимость усиления прагматических аспектов изучения языка. Это значит, что при обучении будет важно не только достижение качественных результатов в овладении иноязычным общением, но и поиск реального выхода на иную культуру и её носителей.
Речь идёт не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, то есть о практическом владении языком и, следовательно, о развитии практической межкультурной компетенции.
В государственном стандарте уровня обученности по иностранному языку отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными и со страноведческими знаниями, то есть со «вторичной социализацией». Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.
Только культура в различных её проявлениях содействует формированию личности человека.
Е.И. Пассов даёт определение нового термина «иноязычная культура» как неотъемлемого компонента содержания обучения. Под иноязычной культурой мы понимаем всё то, что способен принести учащимся процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах.
При этом обучение иноязычной культуре используется не только как средство межличностного общения, но и как средство обогащения духовного мира личности на основе приобретения новых знаний о культуре страны изучаемого языка (история, литература, музыка и так далее), знаний о строе языка его системе, характере, особенностях и так далее.
Современные методические исследования базируются на лингвострановедческом подходе в обучении иностранного языка (Бим И.Л., Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Пассов Е.И.). При этом выделяется лексика со страноведческим компонентом (фоновая, безэквивалентная лексика в терминах Верещагина и Костомарова), страноведческие сведения, затрагивающие самые различные стороны жизни страны изучаемого языка, её истории, литературы, науки, искусства, а также традиции, нравы и обычаи.
Лингвострановедческий аспект служит для фиксации страноведческих сведений в единицах языка, способствует обогащению предметно-содержательного плана. Его более основательный подбор и более раннее использование в школьном обучении иностранному языку – один из резервов повышения его активности.
Поскольку основным объектом является не страна, а фоновое знание носителей языка, их невербальное поведение в актах коммуникации, в обобщённом виде их культура, то правомерным было бы ввести социокультурный компонент обучения иностранному языку, на базе которого ученики формировали бы знания о реалиях и традициях страны, включались бы в диалог культур, знакомились с достижениями национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры.
Существует мало методик развития мотивации с помощью социокультурного компонента. Реальная практика показывает, что социокультурный компонент используется нечасто и не совсем удачно, таким образом возникают противоречия:
1) поддерживать необходимость развивать мотивацию → недостаточное использование социокультурного компонента;
2) использование социокультурного компонента → недостаточная грамотность учителя в этом вопросе.
Таким образом возникает проблема: поиск путей для развития и повышения мотивации. Это и определило нами выбор темы исследования: «Развитие мотивации изучения иностранного языка на основе использования социокультурного компонента».
Объект исследования: развитие мотивации на уроках французского языка в 9-ом классе.
Предмет исследования: социокультурный компонент содержания обучения как средство повышения мотивации изучения французского языка.
Цель: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность развития мотивации на основе использования социокультурного компонента.
Гипотеза исследования: процесс развития мотивации на уроках французского языка будет более эффективным при условии, если
1) Социокультурный компонент обучения расширяется за счёт использования работы с иностранной прессой;
2) В работе с иностранной прессой учитель вычленяет образовательные и воспитательные задачи;
3) Учитываются возрастные особенности учащихся;
4) Используются задания коммуникативного характера.
Задачи:
1. Определить сущность мотивации и пути её развития;
2. В процессе теоретического анализа выявить основные компоненты содержания обучения;
3. Обосновать необходимость использования социокультурного компонента как средства развития мотивации при обучении французскому языку;
4. Обосновать необходимость расширения социокультурного компонента на основе работы с иностранной прессой;
5. Определить уровень развития мотивации;
6. Разработать систему заданий коммуникативного характера и опытно-экспериментальным путём определить их эффективность в развитии мотивации.
С целью решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
1) Теоретические
- Анализ;
- Синтез;
- Сравнение.
2) Эмпирические
- Анкетирование;
- Интервьюирование;
- Наблюдение;
- Эксперимент.
- Сущность мотивации изучения иностранного языка и пути её развития
- Содержание образования как средство развития мотивации
- Основные компоненты содержания обучения иностранному языку
- Социокультурный подход как средство повышения мотивации
- Лингвострановедение как социокультурный компонент
- Описание и результаты опытно-экспериментальной работы
Статьи о педагогике:
Развитие силы
Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Она характеризует взаимодействие двух тел (например, спортсмена и опоры, спортсмена и снаряда) и непрерывно меняется с течением времени. Поэтому при оценке силы, проявляемой в разных д ...
Традиционные представления о результате обучения в школе –
«обученности»
образовательный результат оценивание грамотность Обученность — одно из существенных качеств школьника, отражающее его способность оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических задач, которые приобретаются им в действиях над конкретным учебным материалом. И чем больше прой ...
Общие основы физической подготовки
Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования