Модульные технологии обучения истории
Простота концептуальная и организационная для учащихся и учителя истории. Позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности.
Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.
Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность.
Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в различных видах ее организации применяется эпизодически.
Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач. Вовлечение в процесс осуществления, технологии компетентных помощников учителя в роли консультантов и экспертов. Качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения истории.
Методисты, учителя-практики, исследующие возможности модульной технологии непосредственно для школы. Отмечают ряд ее преимуществ по сравнению с другими методическими моделями. А именно: согласованность цели, времени исполнения работы, количества вложенного труда в результат для предупреждения перегрузки учащихся; формирование учебной деятельности учащихся, основывающейся на развитии комплекса общеучебных интеллектуальных умений (наблюдения, слушания, осмысленного чтения, классификации, обобщения, самоконтроля); диагностичность целей и задач развития школьников.
Использование модульной технологии в старших классах, особенно в условиях эксперимента, дает возможность учителю избежать частоты учебных предметов в течение недели (предварительно согласовав с завучем-диспетчером, отвечающим за режим расписания уроков).
Вопросам модульной технологии посвящен ряд работ: П.Юцявичене "Теория и практика модульного обучения", которую многие склонны считать самым фундаментальным исследованием в этом вопросе. И.Б. Сенновский и П.И.Третьяков являются авторами практических пособий по модульной организации процесса обучения. Их совместный труд "Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография" - наиболее полное пособие для учителя. Целеполаганию, как одному из наиболее важных элементов модульной технологии, посвящены работы Беспалько В.П., Кларина М.В. В статьях Шамовой Т.И. и Головатенко А. также освещается этот вопрос.
Чтобы представить общую схему модульной технологии, учителю-экспериментатору следует четко понимать, что в современной педагогике подразумевается под понятием "модель". Это обобщенная схема или комплекс дидактических условий, предполагающих определенную последовательность педагогических действий учителя по организации и управлению учебной деятельностью учащихся. Ее основой служит преобладающая деятельность учащихся.
Образовательные модели классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их выделяют две: репродуктивная деятельность (традиционная) и продуктивная, поисковая, направленная на создание новых знаний. В свою очередь, на данных видах деятельности основывается разделение инновационных подходов в современной педагогике. К сожалению, иногда смешивают понятия "модель" и "метод", это в корне не верно. Модель отличается следующим:
1. Реализует целостный комплекс взаимосвязанных между собой дидактических условий, обеспечивающих формирование учебной деятельности школьников в ее целостности и единстве компонентов.
2. Сочетание формальной стороны обучения (цель, единство обучения и преподавания и т.п.) и его динамики, разворачивании во времени.
Личностно-ориентированные технологии
Важнейшим условием эффективности образовательных технологий (пед. процесса) является применение личностно-ориентированных технологий, представляющие собой объединенные в определенных сочетаниях формы, методы и средства обучения.
Статьи о педагогике:
Классификация игр природоведческого содержания
Одним из важнейших практических методов природоведческой деятельности детей и её основных форм необходимо рассматривать игру. Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития дошкольников большое значе ...
Диагностика сформированности чувства гражданственности у детей 5-7 лет
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, практику работы ДОУ, мы, решили провести опытно-эксперементальную работу по данной проблеме. Исследование проводилось в ДОУ № 60 Мирабадского района г.Ташкента. Экспериментальная группа состоит из детей 5-7 лет в составе 10 человек. Цель ко ...
Воспитание: понятие , задачи, направления
Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. По определению И.П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения истори ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования