Методические разработки по теме "Каучуки"
Развивающая: совершенствовать умения ра - ботать с учебной, научно-популярной, справочной литературой, выступать с сообщениями по предложенной теме, объективно оценивать результаты учебной деятельности одноклассников.
Вопросы для самостоятельной подготовки учащихся к семинару
1. Расскажите об истории открытия натурального каучука и знакомства европейцев с его свойствами.
2. Дайте биологическую характеристику растения гевея бразильская, являющегося главным источником натурального каучука.
3. Сравните химическое строение и физические свойства каучука и гуттаперчи.
4. Расскажите о начале промышленного использования каучука.
5. Расскажите об изобретении способа вулканизации каучука и о химической реакции, лежащей в основе получения резины.
Ход урока
Учитель. На предыдущих занятиях мы изучали гомологический ряд диеновых углеводородов (алкадиенов). Практическое значение этих веществ заключается в том, что путем их полимеризации можно получить синтетические каучуки, из которых, в свою очередь, производят резину. Наряду с каучуками синтетического происхождения существует и натуральный (природный) каучук, обладающий ценными свойствами.
Далее учитель сообщает учащимся цели занятия и предлагает высказаться по вопросам, вынесенным для обсуждения заранее.
Сообщения учащихся
1-й ученик. Человек познакомился с каучуком очень давно. В силезских бурых углях найдено смолистое вещество, очень похожее на каучук. Это доказывает, что в каменноугольный период в Средней Европе росли каучуконосные деревья. В тропических странах и сейчас растут деревья, дающие каучук. Следовательно, в этих странах человек давно должен был встретиться с ним. Однако Древний мир, о котором сохранилось много памятников, не оставил нам никаких сведений о каучуке. Даже в Египте, соседствующим с тропической Африкой, по-видимому, о каучуке не знали. В тропических же странах Америки, например в Мексике, во время раскопок были найдены резиновые мячи. Данный факт доказывает, что древние индейцы знали о существовании каучука, хотя широко и не использовали этот уникальный природный материал. Лишь майя научились делать из каучука резиновые мячи эллипсоидальной формы и впервые в истории изобрели игру, напоминающую футбол. Поскольку каучук очень плотный, то мяч получался весьма тяжелым. Таким мячом можно было нанести серьезные увечья, поэтому игроки отбивали его не ступней, а бедром. Майя придавали игре гораздо больший смысл, чем наши современники: этот мяч служил у них и для ритуальных целей. Скорее всего особое свойство каучуковых мячей отскакивать от твердых поверхностей послужило поводом считать этот материал чудесным.
Само слово "каучук" было придумано индейцами. Оно означает в переводе "слезы дерева", или "плачущее дерево", потому что сочащийся из поврежденного ствола дерева-каучуконоса сок напоминал индейцам слезы. А вот современным фермерам тропических стран этот сок напоминает коровье молоко, отчего во многих регионах его называют "резиновое молоко".
Именно за игрой в мяч застали спутники известного путешественника Христофора Колумба жителей острова Гаити. Интересен тот факт, что эта игра сохранилась у них до настоящего времени. Европейцы, конечно, тоже были поражены необычными свойствами мяча и стали расспрашивать, откуда берется такое странное вещество. Полученные сведения записаны в трудах испанских историков начала XVII в., и из них мы узнали, что вещество, из которого делают мячи, получают из сока особого дерева. По-видимому, испанцев удовлетворяли эти сведения, и они не простирали далее своего любопытства. Образцы каучука были привезены Колумбом в Европу и хранились в музеях как редкость.
В первой четверти XVIII в. Французская академия наук снарядила в Южную Америку экспедицию для измерения длины меридиана. В состав экспедиции вошел энергичный ученый - астроном и геодезист - Ш.М. де ла Кондамин, который решил воспользоваться пребыванием в новых странах, чтобы подробно изучить их достопримечательности. Заинтересовавшись каучуком, он разузнал о его добыче и применении в Бразилии. Его записки очень поучительны в этом отношении. Они вышли в 1735 г., и из них мы узнаем следующее.
Дерево, из которого добывался каучук, носит название H e v e. При его подсечке вытекает белый млечный сок, высыхающий на воздухе и темнеющий при этом. Им пропитывали ткани для придания водонепроницаемости, изготовляли факелы из засохшей смолы, а также получали особые бутылочки в виде спринцовок. Эти спринцовки, или, как их называют по-португальски, серинги, делали так: глиняную форму в виде груши обмазывали соком дерева гевеи и затем коптили в горячем дыму костра. Когда один слой обсыхал, повторяли обмазку снова, покрывая спринцовку новым слоем каучука до тех пор, пока не достигалась желаемая толщина стенок. Затем внутреннюю глину размывали в воде и удаляли, после чего получался полый эластичный сосуд, из которого можно было выбрасывать воду на большую высоту…
Статьи о педагогике:
Проблемность в обучении иностранным языкам и культурам
Реализация основной цели обучения иностранного языка в школе, т.е. формирование у школьников черт вторичной языковой личности предполагает формирование не только способности к межкультурной коммуникации, но и качеств, которые способствуют самой личности школьника. Традиционный подход к обучению ино ...
Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения
Л.В. Занкова
Система работы представляет собой определённую последовательность изучении материала, которая предполагает использование специально побранных упражнений. Система работы опирается на достижения и свойства методики обучения. Методической основой эффективности обучения русскому языку в решении задач о ...
Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшеклассников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также вызывает интерес учащихся и приводит к ощутимым результатам. Кружок литературных краеведов объединяет учащихся средних или старших ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования