Методы работы социального педагога с трудными детьми

Перспективы образования » Методы работы социального педагога с трудными детьми

Страница 4

Дети не растут, как бурьян в поле. Какой характер, какие привычки и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет человек по жизни. В основе коррекционного воспитания формирование привычки к правильному поведению, т.е. такой привычкой, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда правильное поведение становится его потребностью.

Наиболее очевидной является характеристика отклоняющегося поведения по уровням и содержанию. Нарушения – от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, граничащих с серьезными нарушениями – легко различает каждый учитель. По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие уровни

Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

Шалость – краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Проступок – это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаше всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.

Детский негативизм (от лат. – отрицаю) проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Пассивный – это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. Активный – когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются.

По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длится долго, а второй проявляется лишь временами.

Основные причины возникновения детского негативизма:

* перевозбуждение нервной системы;

* переутомление;

* протест против нечуткого, несправедливого отношения;

* капризы избалованного ребенка.

Основной способ коррекции – это разумная требовательность. При запущенности применяются специальные методы.

Упрямство – поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы.

Капризы – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Причины возникновения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением.

Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений. Иногда они обусловливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы – это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»).

Главная причина возникновения капризов – неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым.

Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать, ломать силой; противопоказано грубое подавление. Но вредны и упрашивания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада
Анализ литературы позволил нам определить, что на сегодняшний день в науке существует два близких по смыслу термина «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка» (некоторые авторы выделяют отдельно понятия «педагогическая поддержка», «психологическая поддержка», «п ...

Экспериментальное исследование развития внимания первоклассников
Исследование проходило в течение 2008-2009 учебного года и включало в себя три этапа. На первом этапе проводился теоретический анализ литературных источников по теме исследования, определялись объект, предмет, цели и задачи исследования, подбиралась соответствующая методика. На втором этапе проводи ...

Город как система
Сложное целое, каким является город, может успешно работать только в том случае, если он устроен системно. А город по своей сути не может не быть системой. Он состоит из разных по назначению частей, которые дополняют друг друга, находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости. Составным част ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru