Своеобразие познания детьми дошкольного возраста окружающего мира

Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции у ребенка, суетливость, обилие движений свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость.

Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту совершенствуют реакции ребенка на сигнал, широко используют дидактические игры и игры с правилами.

Условно рефлекторные связи образуются у детей быстро: после 2-4 сочетаний условного сигнала с подкреплением, Но устойчивость они приобретают не сразу (лишь после 15-70 сочетаний) и не всегда отличаются прочностью. Это относится и к тем условным рефлексам, которые образованы на словесные сигналы, и к сложным системам связей.

Сравнительно трудно формируются различные виды условного торможения. Поэтому, чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, нельзя, нужно делать. Необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх, на занятиях, при выполнении им трудовых поручений, проявляются то в более, то в менее совершенной форме в зависимости от того, как организована его деятельность. Так, благодаря повышению устойчивости внимания продолжительность игр в средней группе может быть в 3 раза больше, чем у младших дошкольников.

Наиболее ярко характеризуют развитие детей среднего возраста следующие особенности: возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличивающемся участии воли в процессах восприятия, памяти, внимания; сравнительно быстрое формирование на протяжении года основных элементов, из которых состоит любая деятельность. Обе эти особенности стимулируют развитие третьей - самостоятельности и сближают поведение дошкольников среднего и старшего возраста.

Изобразительная деятельность ребенка среднего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов. Однако дети 4-5 лет еще сохраняют в своем развитии ряд черт, свойственных младшим дошкольникам. В связи с этим и изобразительная деятельность ребенка среднего возраста все еще зачастую имеет игровой характер. Воспитатель должен учитывать данное обстоятельство при планировании занятий и включать в них игровые моменты и ситуации.

Таким образом, одним из главных условий проявления и развития описанных особенностей является отбор педагогом действенных, соответствующих данному возрасту приемов и средств воспитания и обучения.


Статьи о педагогике:

Основные направления в психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют : 1.Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с ...

Проектная технология
В данном случае это, так называемая, локальная или технология отдельного вида деятельности. Перспективной для старшей школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, но сожалению, ...

Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья
В настоящее время специалистами разработаны различные формы работы по экологическому воспитанию дошкольников. Вне дошкольного учреждения это могут быть экскурсии с детьми на природу, например в ближайший парк или групповой выезд в лесную зону, на участке детского сада это может быть такая форма, ка ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru