Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества

Перспективы образования » Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника » Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества

Страница 1

Исследовательская работа была проведена на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 17 «Родничок» пос. Иноземцево. Это типовое здание расчитанное на 198 лиц. В детском саду функционируют: группы раннего возраста (3 группы); общеобразовательные группы (5 групп); коррекционные (логопедические) группы (3 группы).

Задачи работы по эстетическому воспитанию.

1. Формирование основ эстетической культуры средствами изобразительного искусства, эстетической деятельности.

2. Формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, освоение художественно-творческой деятельности.

Исследовательская работа начиналась с анализа необходимых условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями предъявляемыми нормативными документами: «Программой воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Васильевой, 2005.) и «Концепцией дошкольного образования».

Были изучены условия протекания изобразительного творчества в специальном помещении – изостудии. Сопоставляя требования к её организации и оснащению, можно сделать вывод о том, что:

1. Помещение студии изо творчества находится в приспособленном помещении с недостаточным световым режимом.

2. В этом же помещении находится методический кабинет, что создает дополнительные сложности и неудобства в организации педагогического процесса развития творчества детей.

3. Эстетическое оформление студии соответствует требованию и представляет собой выставку художественных произведений, выставку работ детей, выполненный руководителем изостудии действующий макет «Города кисточки и краски», уголок декоративно-прикладного искусства (Приложение 1).

4. Оборудование изостудии не соответствует требованиям: недостаточное количество мольбертов, отсутствует доска, недостаточное количество посадочных мест, отсутствуют специализированные шкафы для хранения оборудования.

5. Отсутствует оборудование для мытья кисточек, стаканов, столов и т.д.

В связи с этим был разработан проект оснащения студии изобразительного творчества с инновационным содержанием. В этом проекте рекомендуется использовать стену творчества, столы мольберты, специализированные шкафы.

Для изучения влияния развивающей среды на механизмы развития детского изобразительного творчества был взят раздел «Рисования фигуры и лица человека».

Для экспериментальной работы была выбрана старшая – логопедическая группа «Б». Число детей 11, из них 8 девочек и 3 мальчика.

Развитие разных психологических особенностей протекает у детей неравномерно. Активность и стремление к познанию на высшем уровне. Восприятие предметов и явлений у детей этого возраста развито; устойчивость внимания возрастает, но зависит от степени заинтересованности ребенка. На интересном занятии дети могут сосредоточиться до 50 минут, а на неинтересном до 25 минут. Дети этой группы активны. Интеллектуальное развитие детей в норме. Наблюдается небольшое отставание в речевом развитии – неправильное звукопроизношение.

Для исследования элементов развивающей среды в области изобразительного творчества были использованы следующие методы исследования:

Наблюдение – это научный метод исследования, не ограниченный простой регистрации фактов, а научно - объясняющие причины того или иного явления. Также это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

Анализ продуктов изобразительной деятельности – это метод выявления качеств личности с помощью рисунков, схем, чертежей.

Метод математической статистики – это прием обработки данных; количественный и качественный анализ, дифференциация материала по типу, группам, вариантам и составление психологической казуистики.

Эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляются психологические факты. Достоинство эксперимента в том, что сам исследователь создает условия для получения результатов.

Изучение влияния среды на развитие изотворчества детей старшего дошкольного возраста состояло из 3-х основных этапов:

1 этап – констатирующий эксперимент

2 этап – формирующий эксперимент

3 этап – итоговый (контрольный)

Констатирующий эксперимент.

Цель эксперимента:

1. Выявить уровень умений и навыков детей в области рисования красками лица человека.

2. Выявить необходимое для работы оборудование и инструменты, позволяющие дополнительно раскрывать творческий потенциал и самостоятельность детей.

Эксперимент проходил в форме занятия на тему «Мой друг»

Тема: Мой друг. Цель: Развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умение детей подбирать и использовать цвета акварели в изображении; развивать чувство композиции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Воспитание как сфера общественной деятельности
Новое нравственное и политическое мышление потребовало неотложных преобразований практически во всех сферах общественной жизни. Конечно же воспитание не стало исключением, т.к. осуществление задач социально-экономического, нравственного и культурного развития общества невозможно без формирования ли ...

Влияние гармоничных и дисгармоничных звучаний
В век информационных технологий у человека нет возможности остаться наедине со своими мыслями, нас окружает непрерывные поток информации, который начинается с того, как мы выходим с утра на улицу. Например, спускаясь по эскалатору в метрополитене, нет никаких шансов погрузиться в литературу (будь т ...

Анализ программ и учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы
Содержание построения курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоен ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru