Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие
В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность в их оценке.
Основа рационального выбора профессии – осознание подростками, юношами и девушками общественной и личной значимости избранной профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность, отвечающая требованиям общества, потребностям и возможностям человека, рождает чувство удовлетворенности, пробуждает внутренние силы личности, увлекает и становится призванием. Удовлетворенность трудом – решающий фактор высокой эффективности и качества выполняемой деятельности.
В психологических исследованиях доказано, что несоответствие профессиональных интересов личности потребностям общества и возможностям самой личности влечет за собой неудовлетворенность избранной работой, а иногда и ряд более тяжелых последствий. Человек затрачивает непродуктивные усилия для усвоения профессиональных знаний, навыков и умений и даже меняет профессию или выполняет работу лишь в рамках ее внешней, формальной обязательности. Разумеется, общественная значимость такой работы очень низкая.
Свободный, сознательный и рациональный выбор профессии создает благоприятные внутренние условия для развития самой личности, реализую в профессиональной деятельности общественные интересы, она тем самым утверждает и свою социальную сущность. Это способствует формированию общественной направленности, социальной активности и самостоятельности личности и влияет на развитие ее профессиональных интересов, склонностей и способностей – словом, на всестороннее развитие личности подрастающего человека.
Высокая активность личность в профессиональной деятельности во многом зависит от социальной и профессиональной ориентации человека, от уровня развития его гражданских и политических качеств, ответственности за свое поведение и действия и, наконец, от степени его включенности в практическую деятельность коллектива, общества.
Глубокое осознание социальной роли выполняемой профессиональной деятельности, своего общественного долга и идейного единства с коллективом товарищей по труду создает благоприятные внутренние условия для развития самосознания человека и формирования коммунистических черт его личности: целеустремленности, трудолюбия, дисциплинированности, организованности, настойчивости, деловитости. Эти качества помогают личности проявить волевые усилия при достижении цели, и особенно тогда, когда профессиональная работа недостаточно увлекает личность своим содержанием, способом исполнения, но осознается как общественно необходимая. В этих условиях профессиональное самоопределение и самоутверждение индивида в избранной им деятельности выступают не только как результат его социального развития и профессионального обучения, но и как важный фактор становления и формирования, самовоспитания и совершенствования личности.
Профессиональная пригодность – это совокупность индивидуально – психологических особенностей человека, обеспечивающая наибольшую эффективность и его профессиональной деятельности и удовлетворенность своим трудом. В эту совокупность входят особенности восприятия, внимания, мышления, интеллекта, эмоциональные и волевые качества знания, умения, навыки. Другими словами, это взаимосоответствие человека и его профессии.
Таким образом, необходимо учитывать, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку относительно его гражданских и волевых качеств, образования, общих и специальных способностей, знаний, умений, состояние здоровья. Выбирая профессию надо правильно оценить свои возможности успешного овладения ею, выявить свою пригодность к предстоящей деятельности и наметить оптимальный путь получения специального образования.
Однако следует отметить, что профессиональная пригодность – качество, формируемое, и во многом находится в руках самого человека. Необходимо, научиться преодолевать свои недостатки, в чем помогут занятия по самовоспитанию.
Существует несколько степеней профессиональной пригодности: непригодность к профессии, годность, соответствие профессии и призвание.
О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, которые не совместимые с работой, но той или иной профессии, причем сама работа может усугублять имеющиеся отклонения.
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.
Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии.
Статьи о педагогике:
Организация детского производительного труда в колонии имени А.М. Горького
В самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Макаренко исходил из того, что труд сам по себе не может служить средством воспитательного воздействия на детей; он видел, что большинство воспитанников не питало отвращения к труду, что многие из них умели живо и весело работа ...
Методические разработки для обучения графическому моделированию
в курсе информатики
Как и при любом другом моделировании, приступая к графическому моделированию, следует выделить его объект, определить цели моделирования, сформировать информационную модель в соответствии с задачей и выбрать инструмент моделирования. В среде графического редактора, который является удобным инструме ...
Особенности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста. В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 5 – 7 лет утрачивает свой аффекти ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования