Качества хорошей речи
Различают пять разновидностей подвижного ударения в именах существительных.
1. Ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном по образцу: орден — ордена — ордену — орден — орденом — об ордене, но ордена — орденов — орденам — ордена — орденами — об орденах.
2. Ударение с основы в единственном числе и в именительном (а также винительном, если существительное неодушевленное) множественного перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа по образцу: голубь — голубя — голубю — голубя — голубем — о голубе; голуби, но голубей — голубям — голубей — голубями — о голубях.
Таким образом, вторая разновидность почти повторяет первую, за исключением ударения в именительном падеже множественного числа.
3. Ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу во множественном по образцу; коза — козы — козе — козу — козой — о козе, но козы — коз — козам — коз — козами — о козах. Третья разновидность имеет схему движения ударения, обратную по сравнению со схемой второй разновидности.
4. Ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в трех падежах множественного — именительном, родительном и винительном; дательный, творительный и предложный сохраняют ударение на окончании; образец: волна — волны — волне— волну — волной — о волне, но волны — волн — волны, а затем ударение опять на окончании — волнам — волнами— о волнах. Этот тип имен дает много колебаний в ударении под влиянием предшествующего типа.
5. Пятая разновидность знает передвижение ударения с окончания в единственном числе на основу в винительном падеже того же числа; множественное число не дает устойчивой схемы движения ударений; образец: щека — щеки — щеке — щекой — о щеке, но щёку, щёки — щёк — щекам — щёки — щеками — о щеках. Множественное число, из-за неустойчивости схемы ударения, дает в этом типе имен немало колебаний нормы.
Об ударении в именах прилагательных
Ударение имен прилагательных наименее устойчиво в кратких формах, поэтому нас часто затрудняет задача— выбрать нужное, т. е. правильное, ударение в кратких формах прилагательных белый, важный, правый и многих других. Мы часто становимся в тупик, не зная, что выбрать — вы правы или вы правы, облака белы или облака белы, дела важны или дела важны.
Правда, в подавляющем большинстве имен прилагательных ударение в краткой форме падает на тот же слог, который имеет ударение и в полной: говорливый — говорлив, говорлива, говорливо, говорливы; громоздкий — громоздок, громоздка, громоздко, громоздки.
Если внимательно всмотреться в морфемное строение таких прилагательных, можно заметить его некоторые особенности: например, наличие суффиксов -ив-, -лив-, -чив, -им-, -н-, -альн-, -ельн-, -ист- и др. А это означает, что имена прилагательные с неподвижным ударением имеют формальные признаки, позволяющие эти прилагательные отличать от тех, в которых ударение в кратких формах подвижно и падает то на основу, то на окончание.
Так как именно прилагательные с подвижным ударением очень часто вызывают нарушения норм литературного языка в нашей речи, их усвоению должно бы уделяться особое внимание уже в средней школе. Перечень таких прилагательных не очень велик, но все же значителен, причем в него входят и очень употребительные имена прилагательные, часто мелькающие в живой речи, и если ударение в них смещено, это замечается слушателями и мешает взаимному общению людей. Вот почему вопрос: как же правильно — вы правы или вы правы, платья длинны или платья длинны — этот вопрос нельзя считать праздным.
Статьи о педагогике:
Инклюзивное образование: понятие, сущность,
особенности
Как уже отмечено во введении, в нашей стране накоплен небольшой опыт технологий инклюзии. В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования. С. Н. Сорокоумова, кандидат психологических наук, доцент, в своем исследовании дает определение инклюзивному образов ...
Описание и результаты опытно-экспериментальной работы
социокультурный мотивация французский язык В средней школе при обучении ИЯ возможности изучения языка одновременно с изучением национальной культуры, к сожалению, используются не в полной мере. Отсутствие достоверных источников о стране изучаемого языка приводит к тому, что убеждение учащихся форми ...
Психологические особенности дошкольников
За последние годы возрастной порог начала обучения английскому языку все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей. Как к этому относиться, и какой возраст считат ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования