Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Страница 2

2. Систематическая, целенаправленная, научно обоснованная работа общеобразовательной школы:

Проведенные социологические исследования в 90-х годах не зафиксировали резких противоречий в направленности воспитания в школе и семье, но в то же время показали необходимость поиска новых путей сотрудничества, проведения реформы школы с целью ее приближения к современным реалиям и перспективам, которые ставит перед школой современное общество.

Так, по мнению 325 педагогов минских школ, 650 родителей и 304 старшеклассников г. Минска установлено, что воспитывать детей надо честными, добропорядочными, стойкими в борьбе с трудностями, умеющими дружить, оставаться товарищами, коллективистами, но в то же время – постоять за себя, быть «противными». Снова в последние годы поднялся престиж диплома, но он стал не как свидетельство «культурности», а как выгодное вложение «капитала». Предпочтение отдается специальностям «практической» направленности: финансист, торговый работник, юрист, менеджер и т. д.

Только 43% опрошенных учащихся назвали свою семью дружной и сплоченной, доверительных отношений с отцами нет у 54%, с матерями – у 33%, 22% отметили, что постоянно подвергаются оскорблениям со стороны взрослых членов семьи.

Таким образом, необходимо понимать, что союз родителей и педагогов в формировании нравственной культуры подростков должен всячески укрепляться, ибо только совместными усилиями можно добиться надлежащего его воспитания.

3. Вовлечение в воспитательный процесс социокультурной среды за пределами семьи и школы:

Поскольку одним из характерных признаков подросткового возраста является стремление к самореализации, очень важным аспектом в формировании нравственной культуры считается вовлечение подростков во внешкольную деятельность. Речь идет об общественных и государственных учреждениях – домах и дворцах культуры, библиотеках, театрах и музеях, спортивных сооружениях, профилакториях, объединениях художественного и технического творчества и т. п. Это социокультурное условие подтверждается данными социологического опроса, который установил, что учащиеся различных регионов Беларуси свои пристрастия распределили так: занятие спортом (около 12%), музыка, художественная литература (11,3% и 11,2 соответственно), театр (до 7%), шитьё, вязание, кулинария (до 8%), технические виды творчества (5%), рисование, фотолюбительство (4%), рыбалка, туризм (до 2% ответов).

4. Самовоспитание учащихся

Для реализации данного условия необходима своевременная профориентация ребенка, побуждающая его к самостоятельному творческому поиску через учебу, чтение (хорошую услугу учащимся окажет и литература по этике, эстетике, нравственности в целом), игры и собственный труд.

Все рассмотренные выше социокультурные условия, безусловно, являются одним из важных аспектов формирования нравственной культуры, однако, возвращаясь к сущности самого понятия нравственной культуры, необходимо помнить, что она охватывает все сферы жизни и деятельности человека, его личностное развитие. Поэтому, также необходимо учитывать особенности психо – физического развития подростков.

Подростковый возраст считается одним из самых трудных периодов возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни.

Подростковое поколение очень чутко реагирует на окружающее общество - его ценности, политические и экономические противоречия, неписанные правила. Юноши и девушки считают, что общество накладывает слишком много ограничений, поэтому пытаются отделиться от него, принимая временные идентичности и роли.

Ввзросление современного подростка проходит в условиях нестабильности в экономической и культурно – ценностной сферах развития современно общества, кризиса семьи. Именно в таких условиях пребывает большинство современных белорусских подростков. Несмотря на разницу в социальной сфере почти все они остро переживают этот период: становятся агрессивными, непослушными в общении с родителями и учителями, а некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Описание образовательных результатов в логике компетентностного подхода
Наряду с идеями образованности личности в теоретической педагогике развиваются идеи компетентности личности. В рассмотренных концепциях образованности компетентность является одним из уровней, одной из ступеней, и как следствие одним из видов образовательного результата. Следует отметить, что миров ...

Цели и роль учителя
С самого начала существования человечества роль и необходимость учителя стояла наравне с ролью и важностью отца. Уже в Эдемском саду взаимоотношения Бога с Адамом были не только взаимоотношениями отца и сына, но и учителя и ученика. Бог не только сотворил (родил) самого человека, но и сотворил для ...

Содержание логопедической работы по формированию синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]: 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru