Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Страница 6

Ценности переживания, согласно В. Франклу, реализуются в умении воспринимать красоту окружающего мира, природу, музыку и т.п., ощущать свое единство с ними.

Наиболее сложными для понимания являются ценности отношения, т.е. отношение человека к тем аспектам своей судьбы, которые хотелось бы, но невозможно изменить.

Очень важно, чтобы в подростковом возрасте сформировались в той или иной форме духовные ценности и соответственно духовные потребности. Необходимо, чтобы подросток ясно осознавал многообразие исходов человеческой жизни, реализуемых в соответствии с тем или другим человеческим сценарием.

Таким образом, все вышесказанное выражает лишь желаемые ценности у современных подростков. Однако, каковы они у современных подростков?

Условно выделяют несколько групп ценностей:

· Жизнь. Здоровье. Природа;

· Любовь и семья;

· Эротика. Секс;

· Образование и культура;

· Труд. Карьера. Собственность;

· Идеология.

Рассмотрим приоритет группы ценностей, условно названных Жизнь. Здоровье. Природа. Опросы показывают, что по понятным причинам они всегда опережают все прочие. Вместе с тем бедность, рост преступности, сокращение продолжительность жизни, плохое медицинское обслуживание, рост потребления алкоголя и наркотиков, упадок физической культуры и спорта показывают реальное понижение ценностей жизни и здоровья.

И в группе ценностей Любовь и семья. Эротика. Секс положение противоречиво. Согласно опросам, крепкая, дружная, основанная на любви семья по-прежнему ценится. Но влияние средств массовой информации сделало половую мораль весьма свободной, и мы сейчас находимся на последнем этапе давно пройденной Западом сексуальной революции.

В группе ценностей Образование и культура. Досуг отмечается повышение ценности образования по сравнению с ее резким падением в начале и середине 1990-х годов. Но экономические проблемы заставляют реже думать об учебе, чем о деньгах (при условии, разумеется, что совместить то и другое не удается).

Как положительный момент можно отметить только появление весьма доступных видов дополнительного образования, которые смыкаются с досугом.

Структура досуга стала сейчас существенно иной, чем она была в советские и даже в первые постсоветские годы. Эти изменения шли параллельно и в том же направлении, что и в области культуры. Понизилась ценность литературы, акцент в чтении сместился с классики в пользу легкого, развлекательного «чтива» с преобладанием детективов, «бытовухи» с обилием насилия, секса и ненормативной лексики. У большинства обеспеченных подростков, все больше возрастает тяга к азартным игра и посещению разного рода кафе, малодоступных для большинства детей.

В ценностной группе Труд. Карьера. Собственность произошли, конечно, самые кардинальные изменения. Различными средствами и небезуспешно пропагандируется культ богатства с соответствующим рузультатом: согласно опросам, растет число подростков, которые ради денег готовы на все, поскольку «все продается и все покупается». Как уже отмечалось, основной характеристикой привлекательного труда являются деньги.

Положительным в указанной группе ценностей является то, что растет число детей, планирующих свое будущее.

Идеология – последняя группа ценностей. Под идеологией мы будем понимать набор ценностей, разделяемых обществом или достаточно большими группами людей. Основное изменение в идеологическом плане – принятие рыночных ценностей уже достаточно многими (прежде всего молодыми) людьми. Принятие этих ценностей без и до создания адекватной цивилизованной рыночной среды.

В идеологической сфере громко заявили о себе проблемы межнациональных отношений, а осознание своей этнической принадлежности стало пониматься как ценность особого рода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Современные представления о грамотности как результате обучения
Рассмотрим представление о современных подходах к целям и образовательным результатам в зарубежной и отечественной педагогической практике. Анализ зарубежных публикаций показал, что в последние годы в зарубежном образовании происходил переход от структурно-количественной, «знаниевой» оценки его рез ...

Основные требования к учителю, его функции и мастерство
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенн ...

Познавательное развитие детей седьмого года как необходимое условие подготовки к школе
Подготовительную в школе группу при МОУ СОШ №13 посещает 17 детей: 9 мальчиков и 8 девочек. 50% детей воспитывается в полных семьях с двумя или одним ребёнком. 50% - неполные семьи. Социальное положение всех семей благополучное. Дети моей группы добрые, отзывчивые, свободно вступают в общение со св ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru