Диагностика нравственной культуры подростков
Для формирования нравственной культуры подростков, прежде всего необходимо подробно изучить и уметь использовать в работе диагностические методы исследования воспитанности школьника.
При решении различных педагогических задач педагог опирается не только на теоретические знания, но и реальные факты, которые необходимо осмыслить с помощью науки, а также используя педагогическую диагностику.
«Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить»- писал Ф.М. Достоевский. Тайна педагогической профессии не в том, чтобы только учить, а в том для чего и как учить, педагог обретает себя на прозябание, а то и медленное угасание.
Бесспорно, что абсолютное большинство учителей заинтересовано в успешной педагогической деятельности. Педагогическая деятельность характеризуется стремлением к вершинам профессионализма. Но как овладеть педагогу качествами профессионала, как руководствоваться не только содержанием обучения, но и тем, для чего учить?
Ответов на этот вопрос множество, нередко полярных и противоречивых.
Проанализировав сложившиеся сегодня положение в образовании очевидно, что педагогическая наука развивалась как нормативная и далеко не всегда ориентировала педагога на реальную педагогическую практику, на решение конкретных задач в сложившихся и непредвиденных ситуациях. Вне педагогического процесса в большинстве своем оставалась обратная связь, без чего, по существу, не мыслимо определить продуктивность педагогического труда.
Нормативная педагогика приводит к отрыву от реального педагогического труда: нетерпимо насаждается догматизм, который заставляет педагогов и учащихся искусственно влиять на результаты педагогического процесса. Таким образом, вновь между педагогами и учащимися теряется обратная связь, так как в их совместной деятельности нет единой цели.
В педагогической деятельности многое взаимосвязано и взаимообусловлено. При этом главное в ней - преодоление дефицита нормального человеческого общения, устранение огромной дистанции между словом и делом. Важно через потребности и интересы ученика приближаться к нему самому. Общение необходимо строить от ученика. Только в таком случае можно говорить о профессионализме педагога. В этой связи диагностика ( из греч. Diagnostikos – способность распознавать) рассматривается нами как один из определяющих факторов на пути к формированию целостной, гармонично – развитой личности и, в частности, при формировании нравственной культуры личности подростка.
В современной науке диагностика выступает в трех аспектах. Во-первых – это область знаний об изучении и установлении состояния фактов, явлений, процессов. Во-вторых, это общий способ (подход) получения опережающей информации об изучаемом объекте. В-третьих – это оценочная процедура, процесс, направленный на выявление соответствия исследуемого объекта определенным требованиям.
В новейшее время в обществе в любой деятельности повышается роль диагностики (в производстве, медицине, социологии, психологии). В сфере образования четко обозначились тенденции построения педагогического процесса на основе технологизации. Одно из решающих условий эффективной технологизации – ее конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, прогнозирование и проектирование. Таким образом, прежде чем приступить к реализации той или иной технологии или воспитательной системы, необходимо продиагностировать, т.е. получить «прозрачное знание» об объекте.
Диагностика в школьной практике редко присутствует как обязательный и неотъемлемый компонент целостного педагогического процесса. Одновременно с этим, следует еще раз подчеркнуть, что диагностическое познание являясь целью, влияет на развитие и формирование различных компонентов личности школьника.
Воспитанность личности, будучи совокупностью интегративных качеств, выступает наиболее достоверным и значимым показателем, по которому можно судить об учащемся.
Таким образом, можно вычленить причины, обуславливающие необходимость применения педагогической диагностики воспитанности:
- на основании результатов возможно выделить, изучить, предугадать новые проблемы и тенденции в формировании личности;
- изучение состояния воспитанности позволяет контролировать эффективность применяемых средств и условий педагогического взаимодействия в целостном педагогическом процессе;
Статьи о педагогике:
Методика «Цветопись»
Цель: Изучение эмоционального состояния. Необходимый материал: Круг, разделенный на 8 секторов и цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный) Инструкция: Раскрась любым карандашом части круга. Обработка результатов: Подсчитывается число секторов, закрашенных цв ...
Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого
ребёнка
Эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка остаются еще малоизученными. В этой области можно отметить работы В.К. Кузьминой, М.С. Певзнер, В.И. Лобовского, С.С. Ляпидевского, Б.И. Шостака, Л.В. Занкова. Однако в этих работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь ...
Из истории развития методов обучения
Методы обучения - категория историческая. Уровень развития производительных сил оказывает влияние на общие цели обучения с изменением целей. Меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действ ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования