Речь. Общение
Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность человека. Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой:
1 – осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная),
2 – речь выступает как средство выражения мыслей.
В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:
1. Информационная (передача знаний),
2. выразительная (передает чувства),
3. побудительная (способность человека посредством речи побуждать людей к действию).
Речь как средство мышления выполняет две функции:
1. сигнификативная (обозначение словом предметов и явлений),
2. функция обобщения
Свойства речи.
1. Содержательность - характеризуется количеством выраженных в ней мыслей, чувств, стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
2. Понятность - достигается синтаксически правильным построением предложений, применением в соответствующих местах пауз или выделений.
3. Выразительность - связана с её эмоциональной насыщенностью.
4. Воздейственность - заключается в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает в себя речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств. Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Диалогическая — речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.
Речь письменная осуществляется посредством письменных знаков.
Восприятие речи является сложным психическим актом, в результате которого происходит выделение существенных фонематических признаков (фонем) и игнорирование несущественных звуковых признаков (вариантов). Фонематическими признаками называются то звуковые признаки, изменение которых меняет смысл слова.
Статьи о педагогике:
Применение дидактических игр на уроках биологии
дидактический игра урок биология Где бы мы ни были, нас повсюду окружают животные и растения. Но изучать биологию – не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сдела ...
Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в
предложении
Подготовка исследования Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например: 1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что… 2. Если зимой будет сильный мороз, то… 3. Если взлететь высоко как птица, то… 4. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, чт ...
Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, - обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает исполнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построе ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования