Дидактические игры на уроках химии и биологии
• Поиск;
• Воспроизведение;
• Запоминание;
• Переработка и реализация информации в мышлении;
• Воображение и действие.
У человека нормального должна обязательно присутствовать способность к самопознанию и самосовершенствованию, но не только. Человек нормальный должен стремиться к творческому преобразованию внутреннего и окружающего мира.
Познавательная активность человека меняется в течение жизни. Для учащихся 8-11-х классов характерна самостоятельная активность, которая характеризуется следующими признаками:
• Cтремление узнать больше;
• Желание определить причинно-следственные связи узнаваемого;
• Возникновение инициативы в постановке задач и вопросов;
• Поиск (самостоятельный) путем решения поставленной задачи;
• Устойчивая изобретательность и постоянство интереса;
• Выделение главного в изучаемом;
• Участие в спорах и обсуждениях по изучаемому;
• Желание высказать и отстоять свою точку зрения;
• Интересен сам способ получения знаний;
• Осознание интереса к знаниям.
Эти признаки были выделены преподавателем Сев. Кав ГТУ, г. Ставрополь Ж.Ю. Ионовой. Не могу не согласиться с этими признаками. Дальше автор статьи приводит различные методы активизации познавательного интереса учащихся. Химия - сложная, тяжелая для восприятия и запоминания наука. Не скажу, что все темы дети слушают внимательно и с интересом. При изучении сложного материала внимание учащихся рассеивается, дети начинают зевать, отвлекаться. Самое время активизировать внимание на уроке. Лирическим отступлением, интересным рассказом, каким – либо артистическим приемом или просто игрой. Не просто игрой, а предметной игрой.
Игра
– как один из методов психологического воздействия на ребенка существует давно. Но за 70 лет социалистического прагматизма из советской педагогики полностью была выхолощена игровая методика. К примеру, я училась в 70-ые годы 20-го века. Но ни на одном из занятий по методике моих предметов я не слышала о “ дидактических играх”. Впервые о их существовании я узнала на курсах повышения квалификации в 1988г. в г. Махачкале. Лекцию о дидактических играх читал Асадулаев Гаирбек Асадулаевич (не помню откуда). Но по приезду домой я изготовила себе несколько игр. А дальше – больше. Сейчас в арсенале химико-биологического кабинета имеется более 20-ти игр. Попробуем разобраться, как воздействует игра, как метод, на ребенка?
Детство и игра неотделимы. Ребенок живет в игре, живет, причем, “взаправду”, одновременно познавая мир. Н.К. Крупская писала: “Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организаторские способности, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства”.
Современные дети, к сожалению, играют все реже и реже.
Причины тоже известные:
• Сократился набор игр, известных детям.
• Времени свободного у детей стало меньше.
• Но самая главная причина- отсутствие подготовленных людей, знающих не только сами игры, но и психологию детей.
• Современная педагогика уже давно приобрела личностно- ориентированный характер. Но, на мой взгляд, ведущую роль коллектива в воспитании личности отметать в сторону было нельзя. Уже более 15-ти лет я нигде не слышу и о необходимости формирования детского коллектива, хотя это необходимый фактор для развития и реализации личности.
А.С. Макаренко писал, что “самой реальной формой по отношению к личности являются удержание личности в коллективе, такое удержание, чтобы эта личность считала, что она в коллективе находится по своему желанию – добровольно, и во- вторых, чтобы коллектив добровольно вмещал эту личность”.
Статьи о педагогике:
Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения
В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения. Изучение лингвистических источников показало, ...
Уровни тренинга
Говоря о тренинговых методах, мы должны подчеркнуть, что в этом случае методы направлены не на объект действительности, а на субъект. Точнее сказать, на субъектов двух типов — индивидуального и группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на ...
Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
культуры речи у первоклассников на уроках обучения грамоте
Основываясь на результатах опытно-экспериментального исследования, выявляем, что необходима коррекция в методах, формах воспитательных работ. Для этого создаем улучшенные условия в ЭК: уделяем больше внимания составлению схем слов, подбору однокоренных слов, пересказу текста, выражению мыслей. Соде ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования