Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки
1. Подготовленность речи.
Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготовленным или неподготовленным (то есть спонтанным).
2. По способу предъявления информации в тексте.
По данному параметру в тексте выделяются явные (эксплицитные) тексты и скрытые (имплицитные). Портретная зарисовка – полностью явный (эксплицитный) текст, так как информация раскрывается в самом высказывании. Портретная зарисовка может и скрыто воплощаться в других текстах.
3. Соотнесенность с другими речевыми жанрами.
Выделяют следующие жанры, в зависимости от их задачи:
-Информативные, связанные с передачей информации, сообщения.
-Оценочные, направленные на оценку, выражения отношения: нравиться - не нравиться.
- Инструктивные, предполагающие дать рекомендации и содержащие алгоритм.
- Этикетно-церемониальные (приветствие, похвала, благодарность и так далее). По данному признаку портретная зарисовка является смешанным жанром – информативно-оценочным, где сообщается выражение отношения и передается информация о человеке. В основу разработки формирующего эксперимента были положены исследования в области лингвистики, психологии, методики преподавания, риторики и т.д.
Лингвистической основой является представление о портретной зарисовке как определенной жанровой разновидности произведений.
Литературной основой стали:
а)литературоведческие понятия.
- характеристика,
- описание,
- композиция.
б)образцы портретных зарисовок.
Психологическую и педагогическую базу методики обучения составили сведения о возрастных особенностях младшего школьника.
В ходе проведения опытного обучения предстояло решить следующие задачи:
1)сформировать представление о портретной зарисовке.
2)сформировать оценочное отношение ребенка к личности учителя.
3) выработать практические умения по созданию сочинения с элементами портретной зарисовки.
Для того чтобы показать особенности эксперимента, мы остановимся на последовательности формирования умений.
Формирование умений проходило в 3 этапа:
1) На первом этапе актуализировались сведения о профессии учителя, личности учителя. Затем вводилось понятие «портретная зарисовка» и сведения об этом виде текстов (жанрообразующие признаки).
2) На следующем этапе закрепились знания и умения, связанные с созданием портретной зарисовки.
3) Третий этап носит творческий характер, так как здесь анализируем и создаём, проверяем как учащиеся научились создавать сочинения в жанре портретной зарисовки с учетом полученных знаний.
Статьи о педагогике:
Образовательная система в колонии
В своем опыте Макаренко успешно соединял умственный труд с физическим, осуществляя одно из основных положений марксистской педагогики. Коммунары впоследствии, как известно, четыре часа в младших и пять часов в старших классах учились в общеобразовательной школе, а четыре часа работали на производст ...
Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в педагогической литературе
а) о теории воспитания В теории и на практике С. Т. Шацкий развивал положение о том, что воспитание есть прежде всего организация детской жизни и деятельности, имеющая целью подготовку людей с широким кругозором, всесторонне - образованных и развитых. Главный результат воспитательного процесса – фо ...
Задачи эффективного учителя в учебном процессе
учитель иисус информация преподавание Именно учителя являются самой важной частью любой образовательной программы, а не оборудование, учебный план и т.д Эффективные учителя отличаются от своих менее эффективных коллег тем, что они делают в классе и вот некоторые из этих вещей: а. Активное обучение ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования