Личность учителя глазами младшего школьника
Сегодня в период интенсивного экономического, политического, социального развития принято говорить о глобализации всех сфер жизни. Причём «центральным понятием, позволяющим объяснить эти изменения, является понятие персонификация личности». По мнению И.А. Стернина, персонификация предполагает рост индивидуальной непохожести человека на других людей: «это целый комплекс тенденций изменения и развития личности, который включает процесс её духовного обогащения, рост самосознания, развёртывание духовного потенциала. Очевидно, следствием данного явления можно считать особое внимание общества к индивидуальному образу человека.
По нашему мнению, один из способов, который позволяет сформировать умения, связанные с оценкой и самооценкой возможностей личности младшего школьника является обращение к портретной зарисовке об учителе.
Данная дипломная работа представляет собой теоретическое и практическое исследование проблемы обучения младших школьников жанру портретной зарисовке. Актуальность темы исследования вызвана следующим.
Во-первых, личность учителя занимает огромное место в сознании ребенка. Его оценки, отношение к ребенку, высказывания, пожелания и требования, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение. Исследования показали, что уже у младших школьников складывается определенное отношение к учителю, которое может переживаться им по-разному - положительное, отрицательное и конфликтное. Более того, личность учителя играет очень важное воспитательное значение для младшего школьника, т.к. ребенку свойственно подражать людям, которые ему симпатичны. Считается, что для младших школьников учитель является непререкаемым авторитетом.
Во-вторых, наше внимание к портретной зарисовке объясняется также тем, что особенности сочинения в данном жанре недостаточно изучены. Вместе с тем, установлено, что детское сочинение – это, во-первых, уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьника, а, во-вторых, это своеобразная форма самовыражения ребёнка, которая даёт возможность поделиться впечатлениями о красоте окружающих предметов и мира людей в целом. Ценность детского сочинения, по мнению методистов, «определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений». Так, обзор лингвистических источников позволяет заключить, что специальные исследования такого типа высказывания специально не проводились.
В-третьих, изучение методического аспекта темы показало, что в научной литературе не разработаны программа, структура и содержание уроков, связанных с обучением школьников созданию текста портретной зарисовки. Однако одна из перспективных тенденций в развитии современной методики написания сочинений заключается в поиске условий организации словесного творчества, связанного с эмоциями и возможностями школьника в проявлении интеллектуального и духовного потенциала. В психолого-педагогической литературе достаточно подробно исследованы вопросы восприятия учителями учащихся, определена его содержательная сторона и значимость в образовательном процессе. Проблема же восприятия учителя учащимися практически не изучена, не исследована специфика отражения личности учителя в сочинениях учащихся.
Таким образом, возникает противоречие между значимостью личностных качеств учителя в воспитательном процессе и отсутствием инструментария в использовании и оценке отношения младшего школьника к личности учителя. Проблема исследования: является ли жанр портретной зарисовки об учителе средством воспитания и развития личностных качеств младшего школьника?
Исходя из сказанного, объектом исследования выбирается воспитательный процесс (система воспитания личностных качеств младшего школьника).
Предмет исследования – сочинение младшего школьника в жанре портретной зарисовки о личности учителя.
Данная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование проблемы создания и использования жанра портретной зарисовки о личности учителя как средства воспитания личности младшего школьника.
Гипотеза исследования:
если в систему уроков развития речи в начальной школе включить сведения о жанре портретной зарисовки учителя, и с учетом этих сведений организовать специальное обучение умениям создавать данное высказывания, то это в дальнейшем будет способствовать реализации личностного потенциала младшего школьника, возрастанию интереса школьников к процессу обучения и тем самым позволит сделать их общение с педагогом более эффективным, эмоциогенным.
Цель
исследования
: на основе теоретических сведений о жанровых признаках портретной зарисовки учителя и психолого-педагогических условий его успешного использования разработать модель обучения младших школьников приемам создания жанра портретной зарисовки учителя и оценить возможности данного высказывания как средства воспитания личностных качеств младшего школьника.
Для достижения цели было необходимо решение целого ряда задач
:
-выявить характер требований, предъявляемых частнометодическими науками к содержанию и формам оценки личности учителя в начальной школе;
-проанализировать комплекс персонифицированных высказываний, определить место портретной зарисовки учителя в их ряду;
-изучить степень разработанности жанровых характеристик исследуемого речевого произведения в научной литературе;
-изучить профессиональную практику учителей начальных классов, выявить частотность и специфику использования высказываний об учителе и особенности их включения в структуру урока и системы уроков, внеурочную систему работы;
-на основе анализа текстов-образцов определить содержание понятия «сочинение в жанре портретной зарисовки учителя», его жанровые признаки;
-выявить степень готовности учеников к оценке личности учителя и созданию портретной зарисовки учителя (уровень сформированности специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и др.);
-определить цель, задачи, количество и содержание занятий для обучения младших школьников написанию сочинения в жанре портретной зарисовки учителя;
-разработать дидактическое сопровождение формирующего эксперимента, определить приемы и методы обучения, типы учебных заданий;
-организовать и реализовать опытное обучение;
-выделить объективные критерии оценки качества проведенного эксперимента и проверить его эффективность.
Методы исследования
:
-анализ психолого-педагогических и частнометодических источников;
-наблюдение за учебным процессом в начальной школе школах, изучение практического опыта использования сведений об учителе в деятельности педагогов;
-констатирующий эксперимент (анкетирование учителей, диагностирующие срезы – творческие задания);
-формирующий эксперимент (опытное обучение) как ведущий метод;
-метод статистической обработки результатов.
Структура и основное содержание исследования
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновываются актуальность темы дипломного исследования, определяется его цель, гипотеза, задачи и методы.
В первой главе «Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности»
определяется степень разработанности различных аспектов темы в педагогике, лингвистике, психологии, рассматриваются жанровое своеобразие и особенности функционирования. Выводы, ставшие итогом теоретического исследования, составили научную базу разработанной программы опытного обучения.
Вторая глава «Использование сочинения в жанре портретной зарисовки как средства оценки личности учителя»
содержит основные положения организации констатирующего эксперимента, анализ полученных результатов; характеристику исходных положений, этапов и организации обучающего эксперимента, программу опытного обучения, методические разработки занятий, результаты опытного обучения.
В приложение к дипломной работе включены материалы констатирующего, формирующего экспериментов.
В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с необходимостью выяснить:
- степень разработанности различных аспектов темы в лингвистике, педагогике, психологии;
- жанровое своеобразие и особенности функционирования портретной зарисовки в контексте коммуникации школьника;
- психолого-педагогические основы работы над портретной зарисовкой.
Выводы, ставшие итогом теоретического исследования, составили научную базу формирующего эксперимента.
- Личность учителя как психолого-педагогическая проблема: современные подходы в исследовании
- Особенности восприятия личности учителя младшими школьниками
- Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя
- Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения
- Готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки
- Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки
- Результаты экспериментальной работы
Статьи о педагогике:
Речь. Общение
Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность человека. Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой: 1 – осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная), 2 – речь выступает как средство выражения мыслей. В коммуникативной фун ...
Методика проведения опытно - исследовательской
работы
Опытно-исследовательская работа проводилась в рамках государственной преддипломной педагогической практики. Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа № 1279 г. Москвы ЦАО. Изучение английского языка начинается с первого полугодия второго класса. В исследовании приняла участие по ...
Методические особенности изучения темы: «электролиз растворов и расплавов
Урок по теме: Электролиз" Проверка, корректировка и углубление знаний учащихся по теме «Электролиз» через эксперимент и решение задач. - Формирование навыков техники выполнения эксперимента, умения решать расчетные и качественные задачи, составлять уравнения химических реакций, протекающих при ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования