Готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки
Для создания сочинения в жанре портретной зарисовки требуются специальные знания об особенностях функционирования данной модели высказывания, а также соответствующие коммуникативно-жанровые умения.
Чтобы проверить правильность поставленной гипотезы исследования, т.е. получить объективные данные, которые позволили бы оценить результативность разработанной методической модели, потребовалось организовать и провести эксперимент.
Мы учитывали, что готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки включает в себя три основных критерия: когнитивный, мотивационный и деятельностный.
Когнитивный критерий включает знания младших школьников о жанре портретной зарисовки, о соответствующих коммуникативно-жанровых умениях.
Мотивационный критерий содержит представления о коммуникативной цели и содержании портретной зарисовки.
Деятельностный критерий определяет особенности использования элементов портретной зарисовки в речевой практике младших школьников.
В настоящей главе представляем программу, ход и результаты опытного обучения, а также выводы об эффективности разработанной методики.
Для организации эксперимента, кроме выявления жанровых особенностей портретной зарисовки, потребовалось установить исходный уровень знаний школьников о специфике портретной зарисовки и соответствующих умений, которые необходимы для коммуникативно-речевой деятельности, связанной с созданием сочинения в жанре портретной зарисовки.
С этой целью был организован и проведен констатирующий эксперимент, в основу которого были положены следующие диагностические методы:
- выполнение практического задания, связанного с необходимостью выбрать из трех текстов текст с элементами портретной зарисовки;
- беседа с учащимися;
- анкетирование «Учитель глазами детей».
Рассмотрим результаты выполнения практического задания.
Текст №1
Дядя Миша очень добр ко мне. Он всегда готов ответить на мои вопросы, помогает мне выполнять домашнее задание. Дядя Миша знает много интересных историй про пиратов и кладоискателей.
Текст №2
Ясным летним днем мы с братом отправились ловить рыбу на пруд. Дорога лежала через березовую рощу. Как же там красиво! Стройные березки шелестели листвой, в ветвях пели птицы, летали бабочки и стрекозы.
Текст №3
Нашу соседку звали тетя Лена. Она была немолодая, но очень красивая, носила длинные цветастые юбки и туфли на каблуках. Волосы у неё были черного цвета, длинные, тетя Лена всегда их заплетала в две косы.
80% учащихся (20 человек) сказали, что в жанре портретной зарисовки выполнен текст №3. В ходе беседы выяснено, что в данном тексте содержится описание внешности человека, тогда как в тексте №1 описываются качества человека, а в тексте №2 описывается природа.
Анкетирование «Учитель глазами детей»
За основу мы взяли исследование М.М. Рубинштейна. Он проводил анкетное обследование преимущественно среди учащихся московских школ, и его интересовало, «что ученики думают об учителе, как они оценивают те свойства, которые входят в структуру учителя». Вслед за ним мы предложили детям три вопроса:
Статьи о педагогике:
Особенности развития представлений о величине у
старших дошкольников
Столяр А.А. , Метлина Л.С. отмечают, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдель ...
Исходные принципы методики обучения литературе в иностранной аудитории
Преподаватель, даже блестяще владеющий всеми аспектами, видами речевой деятельности, еще не учитель, если не умеет обучать, не владеет средством, позволяющим делать это. Таким средством служит для учителя методическая культура, которая является стержнем, на который «нанизывается» психологическая, п ...
Организация совместной трудовой деятельности младших школьников
Трудовая деятельность младших школьников является одним из видов воспитывающей деятельности. Её целью является формирование отношения младших школьников к труду, творчеству, к науке, книге, учению. Трудовая деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслит ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования