Этикет как составляющая этического поведения младших школьников
Говоря об элементарной эстетической культуре младших школьников, их привычках и навыках, мы не можем обойти вниманием еще одну сферу их повседневного бытия, которая достаточно красноречиво говорит об их реальной воспитанности. Речь идет об этикете поведения за столом формировании навыков сервировки стола, культуре приготовления пищи. Не углубляясь в детали, обратим внимание лишь наличие проблемы, тем более, что еще в 20-е годы А.С. Макаренко, подчеркивавший, что научить ребенка есть аккуратно может только белая скатерть. И, как бы воплощая А.С. Макаренко, некоторые педагоги начальной школы ведут своих школьников в ресторан, в детское кафе, дабы на месте, отмечая окончание учебного дня дети в реальных условиях осваивали навыки пользовались столовыми приборами, постигали тонкое искусство культурного застолья. Такому походу предшествовала колоссальная работа педагога, много времени и сил посветившего на формирование у школьников первых навыков в этой сфере, но ее результаты стали сразу очевидными: едва в зал вошли девочки, мальчики предложили им сесть и помогли поставить стул к столу; хорошо ориентировались в порядке употребления умело пользовались столовыми приборами .
Эстетика быта оказалась в педагогической краю "на задворках", она как будто признается как проблемы воспитания, но ее решением не занимается, по существу никто - ни родители, ни педагоги, а потому ребенок формирует свои представления в этой сфере стихийно, прежде всего искаженно. Лишь в старшем школьном возрасте, спохватившись, взрослые пытаются компенсировать упущение, но - увы - оказывается, что подворотня, дворовая песочница, или стариковский стол для домино куда больше годятся для "мальчишников" и "девишников", щедро украшаемых дешевым вином, примитивными закусками и "пустыми, как дым, разговорами" . Ни достойно провести дружеский ужин, ни тепло отметить день рождения школьного товарища, ни пристойно и интересно пообщаться между собой старшеклассников не научили, а взрослые, к сожалению, чаще всего демонстрируют не самый достойный образец для подражания. Такие навыки и представления необходимо формировать в младшем школьном возрасте, когда еще можно этим процессом управлять, когда ребенок еще не оказался во власти улицы.
Эстетика быта - это не только культура стола, культура приема пищи, нормы и привычки поведения в быту, но и приучение ребенка к эстетическим нормам. Эстетика быта - это, что противостоит мещанскому образу жизни, пошлости, ханжеству, вульгарности, ограниченности идеалов, вкусов, искаженному миропониманию в вопросах устройства жилища, его предметного, идейного в смысле ценностного и морально - психологического наполнения. В конечном счете, облик своего дома - это то, что ребенок будет пытаться воспроизвести в своей самостоятельной, взрослой жизни, облик, создаваемый "по образу и подобию своему", сообразно сложившимся у него идеальным представлениям. Поэтому психологи считают, что вещи, окружающие человека, могут, гораздо больше сказать о нем, чем он сам. Отсюда внимание и интерес, который должен заставлять педагога идти в семью ребенка, изучать условия его быта, а если потребуется, то и пытаться вмешиваться в сложившийся уклад, защищая воспитанника, заботясь о нем. Есть ли в квартире ребенка своя комната (или хотя бы уголок!), как она заставлена, какие книги есть в семье, какими игрушками он окружен, в какой мере облик жилища - результат собственных усилий? Эти и многие другие вопросы учитель может разрешить только посетив семью своего воспитанника, воочию увидев реальные обстоятельства его бытия, разумеется, о своем визите педагог предупредит родителей ребенка заранее, постарается не поставить семью в неловкое положение .
Важно создать детям условия для сравнения своих представлений о жилище, обеспечить взаимный обмен визит в ходе которых школьники смогут увидеть наиболее интересные варианты оформления домашнего интерьера. В процессе обсуждения таких вариантов педагог не допустит бестактности, неуместной критики вовремя остановит тех, кому изменяет чувство меры. Ребенок должен деть достойные варианты решения планировки жилья размещения в нем мест для учебы, отдыха, игры; педагог обратит внимание на состояние игрушек, книг, порядка в детской комнате, соблюдение норм санитарно-гигиенической культуры. Визит, таким образом, даст значительную для педагогических размышлений, подскажет воспитателям задачи и проблемы, на решении которых ему предстоит сосредоточиться.
Статьи о педагогике:
Методика совершенствования общей выносливости
С целью повышения аэробной выносливости в практике широко используются методы строго регламентированных упражнений со стандартной непрерывной и интервальной нагрузкой. Метод строго регламентированного упражнения со стандартной непрерывной нагрузкой. Этот метод обеспечивает устойчивое повышение аэро ...
Музыкотерапия в общественном транспорте
Сегодня, если мы обратим свое внимание на людей на улицах или в общественном транспорте, то обнаружится, что каждый 6-й слушает музыку в наушниках. Несомненно таким образом изолирует себя от внешнего шума. Эти люди непроизвольно лечат (или калечат, в зависимости от прослушиваемого материала) себя, ...
Примерная структура заседания педсовета
· информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов; · информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком; · вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставле ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования