Педагогические условия развития внимания первоклассников

Страница 2

- сравнение, которое позволяет выделить в предметах разнообразные признаки;

- абстрагирование, то есть выделение главных признаков наблюдаемого предмета

- обобщение и обоснование выводов

При выделении главных признаков предмета учащиеся начальной школы встречаются с большими трудностями, поскольку они легко определяют черты различия, но не умеют находить черты сходства. Вместе с тем, без умения выделять существенный признак предмета невозможно провести его отнесение к определенному понятию.

Трудности сравнения связаны с тем, что детям этого возраста еще очень трудно найти основание для сравнения. В этом случае целесообразно использовать различные методические приемы, одним из которых является использование трех предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надо положить третий, отличающийся именно по этому признаку.

Таким образом, все эти приёмы и методы способствуют развитию наблюдательности, образного мышления, и это необходимое условие эффективного усвоения знаний. Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наблюдение как метод обучения будет способствовать развитию внимания первоклассника. А для того, чтобы выявить уровень развития внимания первоклассников нам нужно проанализировать критерии уровней внимания.

Далее опишем критерии уровней сформированности внимания у первоклассников.

Уровень внимания может быть определён с помощью следующих показателей: объём внимания, устойчивость внимания, переключение внимания.

Объём внимания - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчётливостью. Чем больше предметов или элементов воспринимается одномоментно, тем больше объём внимания и тем более эффективна будет деятельность. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.

Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Устойчивость внимания

– длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе. Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте, если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нём в течение длительного времени.

Переключение внимания

– сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Роль и функции тестирования в преподавании иностранных языков
Начиная с 70-х годов, в отечественной практике преподавания иностранных языков роль тестирования постоянно растет. Проверка и оценка знаний, умений и навыков является важной частью учебного процесса. От ее правильной постановки зависит во многом успех всего процесса обучения. Овладение методикой пр ...

Профилактика нарушений осанки
В школьном возрасте происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные для здоровья факторы, так и на благоприятные (в частности, на занятия оздоровительной физкультурой). Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с четким соблюдением режима дня ...

Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой Забайкалья
Практическая работа осуществлялась нами на базе ДОУ №22. Рассмотрим, какое экологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой Забайкальского края. Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru