Религиозное воспитание в системе социального воспитания
Как видим, социальное воспитание в ХХ1 веке – это главный стратег формирования ценностных ориентаций молодого поколения со стороны государства и общества, хотя, разумеется, присутствуют влияния таких социальных институтов как СМИ, общественное мнение, законы, политические о другие общественные организации.
Государство, как регулятор взаимоотношений в обществе заинтересовано в благополучии подрастающего поколения и духовно-нравственной составляющей его, в том силе. Для этого оно формулирует государственную политику в сфере воспитания и реализует её через все социальные институты.
В системе общего образования духовно-нравственное воспитание является одним их важнейших направлений воспитания. Как отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Ценности личности формируются в первую очередь, в таком социальном институте как семья. Исторически сложилось, что Церкви была отведена главенствующая роль в духовно-нравственном воспитании всего этноса. Однако, в нашей стране наблюдался некоторый перерыв в советский период, когда Церковь была отделена от государства и полностью отстранена от данного вопроса. Государство взяло на себя ответственность формирования нравственности подрастающего поколения, для чего была создана мощная система образования и социального воспитания.
Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Особенностью нашего времени является выход на новый этап сотрудничества в вопросе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения трёх социальных институтов: семьи, образования, религия. Государство как организующее начало этого процесса выступает в роли координатора.
Рассмотрим понятие религиозного воспитания, определим его роль в составе социального воспитания современной Российской действительности и значение в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Известные российские педагоги, такие как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.А. Ильин, Н.Е. Щуркова, М.И. Рожков, Ш.А. Амонашвили не раз обращались к проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся. Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Его показателями могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания, богатство духовных запросов. Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.
На протяжении длительного времени это понятие тесно переплеталось с понятием религиозного воспитания.
Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим - после семьи - фактором.
В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее, в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.
Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре великие мировые религии - христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм - и многие их разновидности (всего - более шестидесяти вероисповеданий различного направления).
Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих.
Статьи о педагогике:
Педагогическая система П.П. Блонского
Павла Петровича блонского (1884—1941) часто называют «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ...
Определение эффективности театрализованной игры как средства
эстетического воспитания дошкольников
Для определения эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Для этого использовали беседу об эстетических представлениях (А.Д. Кошелевой). Результаты беседы представлены в таблице 4. Проанализировав ответы детей можно от ...
Изобразительная деятельность как показатель
психического развития
Трудно представить рисующим взрослого человека, который не является художником. Дети же, в известном смысле, все являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и таким образом может служить показателем психическо ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования