Психологические особенности дошкольников
Эмоционально – образное восприятие языка, включающее в себя субъективную оценку слова, своеобразие данного языка, его красоты, обеспечивающее связь слова и понятия. Функционально- стилистическое восприятие языка, предполагающее различие его стилевых пластов и умение оценить с этой точки зрения конкретную речевую ситуацию. Важными неспецифическими свойствами личности, которые необходимы для успешного овладения языком, являются наличие положительной установки, интерес к жизни и культуре разных стран, как проявление вообще активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения.
Дети пяти – шести лет обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой памятью. У них также сильно развито эмоционально – образное восприятие языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее лексического значения и грамматической стройности. Слова привлекают их своим звучанием.
Другие способности: лексическое и грамматическое чутье, функционально–стилистическое восприятие языка – находятся у дошкольников в стадии формирования и развиты еще недостаточно. Способности такого рода во многом зависят от объема коммуникативного опыта человека. Чем больше этот опыт (включая овладение иностранным языками), тем более развито лексическое и грамматическое чутье, поэтому каждый следующий язык дается человеку легче предыдущего.
Что же касается коммуникабельности и наличия положительной установки, то дети пяти - шести лет в большинстве своем достаточно коммуникабельны и лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся психологическим барьером для многих взрослых в овладении иностранным языком как средством общения; они любознательны, стремятся к активному познанию мира, причем именно в этом возрасте процесс непосредственного чувственного познания дополняется словесным.
Необходимо сделать вывод, что способности к языку, как и всякие другие, развиваются только в соответствующей деятельности и поэтому «любой нормальный ребенок может и должен овладеть иностранным и свободно пользоваться им в общении». Но произойдет это или нет – во многом зависит от организации его деятельности педагогом, от методического подхода к обучению.
В настоящее время создается много программ по английскому языку для дошкольников, начиная с трехлетнего возраста. Например: программа Евсеевой М.Н. предусматривает обучение в детском саду с трех до семи лет.
Данная программа содержит методические рекомендации по обучению дошкольников, перспективное планирование, рекомендации по проведению контроля, наглядный материал.
Программа Парфеновой Н.И. предусматривает обучение дошкольников с шести лет. Данная программа предназначена для обучения детей 6-6,5 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного бытия и начинает жить в протяженном во времени мире. Это позволяет перейти к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства мира. Он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий. В связи с этим в обучение необходимо включать элементы закономерностей языкового строя. При этом:
1) не отходить ни на йоту от основного принципа наглядности и образности;
2) руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”;
3) учить языку исключительно на практике, без применения даже элементарных теоретических языковых понятий.
Определенного мнения не существует, с какого возраста следует начинать обучение языку. Но важен тот факт, что обучение в дошкольном возрасте продуктивно, причем это мнение разделяет много ученых и учителей. Дети-дошкольники особенно восприимчивы к фонетике, интонации речи, их отличает более гибкое и быстрое запоминание материала. То, что дошкольники действительно способны изучать английский язык говорят их психологические особенности:
- хорошая память, речевой слух, лексическое и грамматическое чутье, позволяющая пополнить свой запас, создавать свои высказывания.
Статьи о педагогике:
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулиров ...
Понятие методологии педагогики
Не только педагоги-практики, нередко за понятием “методология” видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Есть и другие определения мет ...
Анализ законодательной базы в области инклюзивного образования
Законодательной базой в области инклюзивного образования является: 4. Конституция Российской Федерации 5. «Конвенция о правах ребенка». 6. «Конвенция ООН о правах инвалидов». 4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». 5. Закон РФ «Об образовании». 6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамбле ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования