Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
3. Регулирующая – формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.
«Главной особенностью данного периода является совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от конкретной ситуации, что предопределяет появление сложных языковых форм» .
Накоплению к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у детей старшего дошкольного возраста чувство уверенности в своих силах.
На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира.
По мнению А.В. Запорожца, период дошкольного детства наиболее сенситивен для развития восприятия, так как под влиянием продуктивной творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста складываются сложные виды перцептивных и интеллектуальных действий по анализу воспринимаемых объектов. Восприятие детей старшего дошкольного возраста становится осмысленным и дифференцированным.
В процессе восприятия у детей старшего дошкольного возраста усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. Восприятие становится осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности.
«От восприятия детей старшего дошкольного возраста в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная» .
Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:
1. Произвольность – это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Соподчинение мотивов – в деятельности детей старшего дошкольного возраста возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.
3. Самостоятельность – качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития детей старшего дошкольного возраста. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед старшим дошкольником в повседневном поведении и деятельности.
4. Креативность – способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности детей старшего дошкольного возраста в окружающей действительности.
5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание – это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей старшего дошкольного возраста проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.
«Старший дошкольный возраст является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование – детская компетентность» .
Старший дошкольный возраст – это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Дети старшего дошкольного возраста способны оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания. В старшем дошкольном возрасте закрепляются и углубляются представления и практические умения детей старшего дошкольного возраста в области гигиены.
Статьи о педагогике:
Подвижная игра и ее роль в учебной деятельности младшего школьника
Игра — исторически
сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Она может быть средством самопознания, развлечения, отд ...
Формы физической подготовки в физическом воспитании школьников
Роль физического воспитания школьников многогранна. Это средство оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранение и повышение работоспособности школьников на протяжении всего периода обучения в школе. Внеурочная работа (внеклассная, внешкольная) по физическому воспитанию школьников дополняет ...
Специфика ценностей российского общества
Многие ученые отмечают своеобразие исторического и социокультурного развития нашей страны, что связано не только с ее геополитическим положением, но и с культурой и менталитетом всего населения. Поэтому и смена ценностных идеалов у нас так же имеет свои индивидуальные черты. Как отмечают Лапин Н.И. ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования