Развитие двигательных способностей у детей старшего школьного возраста
Весьма популярным средством физического воспитания у старшеклассников является туризм в различных его разновидностях (пеший, велосипедный, водный, горный и т. п.).
Все многообразие метода упражнения, которое предлагалось для учащихся 4—8 классов, может успешно применяться и при обучении старшеклассников. К нему следует добавить возможность применения большого количества подводящих упражнений и использование изучения отдельных частей, элементов упражнения с последующим их объединением.
Возраст занимающихся и уровень их развития позволяет широко использовать такие методические приемы, как взаимная: помощь и страховка, взаимное обучение. Когда один ученик обучает другого или помогает ему, то он и сам мысленно «проделывает» упражнение и глубже им овладевает.
В большей мере, чем в предыдущие годы, в процессе физического воспитания старшеклассников необходим дифференцированный подход.
Обеспечение наглядности в старших классах не вызывает затруднений; учащимся доступно понимание не только натурального показа или кинокольцовок и кинограмм, но и наглядность с абстрактными формулами, символами, схемами. Требования к показу учителя тем не менее возрастают, так как старшеклассники способны сопоставить виденное в кино, по телевизору или в спортивном зале с тем, что и как показано на уроке.
Словесные методы в работе со старшеклассниками играют значительно большую роль, чем в процессе физического воспитания учащихся младших и средних классов. С помощью слова создается психологический настрой. Даются разъяснения и обоснования целесообразности тех или иных технических и тактических приемов или заданий по развитию качеств.
Для решения образовательных задач в старших классах используются лекция, беседа, рассказ, команда, распоряжение, сигнал, оценка и др.
В качестве приема, активизирующего деятельность учащихся, на уроках могут быть использованы взаимное словесное оценивание и разбор выполненного товарищем упражнения.
Слово — универсальный инструмент учителя. Чем старше и грамотнее ученики, тем больше может учитель, опираясь на межпредметные связи, донести до их сознания. На основе знаний биологии формируются представления о воздействии нагрузок на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, о важности соблюдения двигательного режима и гигиенических норм. Опираясь на знания, полученные на уроках физики, можно объяснить основы техники выполнения многих упражнений в прыжках, метаниях, беге, плавании и др.
Для решения задач по развитию физических качеств в работе со старшеклассниками применимы игровой и соревновательный методы, а также строго регламентированные упражнения в равномерном, переменном, повторном и интервальном режимах.
Круговая тренировка как прогрессивная форма организации занятий с целью комплексного развития физических качеств находит все более широкое применение в процессе физического воспитания старших школьников.
Важнейшим элементом круговой тренировки является наличие так называемого «максимального теста» (МТ). Максимальный тест или максимальный показатель в каждом упражнении, включенном в состав круговой тренировки, определяется у учащихся предварительно и служит отправной точкой для дозировки нагрузки. Это позволяет обеспечивать одинаковую по трудности работу для всего класса (группы) и одновременно учитывать индивидуальные возможности каждого. Если МТ в подтягивании у одного 12, а у другого — 8 раз и по условиям занятия требуется выполнить 1/2 МТ, то первый должен будет сделать 6 подтягиваний, а второй — 4.
Символ круговой тренировки — это графическое изображение состава упражнений и их последовательности. На карточке с символом круговой тренировки записывается и дозировка. Если в приседаниях на одной ноге требуется выполнить половину максимального теста плюс еще два раза и все это повторить трижды, то запись шифруется следующим образом: (1/2 МТ-4-2)ХЗ. Ученик, имеющий максимальный показатель 16 приседаний, по этой программе должен сделать (16:2+2)ХЗ, что составляет три раза по десять приседаний. Подобная шифровка заданий легко усваивается учащимися.
Учителю следует предварительно самому несколько раз пройти по всем «станциям», проверить комплекс на себе и нескольких учениках из числа наиболее подготовленных.
Статьи о педагогике:
Профессиональное самоопределение как цель предпрофильной подготовки
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных ...
Краткие сведения об «образовательной карте» города, района
Одной из приоритетных задач допрофильной подготовки и профильного обучения является организация информационной работы с учащимися основной и старшей школы. Допрофильная подготовка и профильное обучение, как правило, должны начинаться с информирования учащихся и их родителей об образовательных возмо ...
Основные принципы проектной работы
Российские преподаватели очень активно публикуют свои работы и обсуждают тему проектной методики в различных журналах. Я бы хотела обратиться в своей работе к Т.В. Душеиной, преподавательницы из города Выборг, что в Ленинградской области. В своей статье в журнале «Иностранные языки в школе» она даё ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования