Особенности трудового процесса при освоении профессии «слесарь-ремонтник»

Страница 12

В период обучения подростков в ПТУ формируется и совершенствуется важная с профессиональной точки зрения координационная структура движений. В этом возрасте подростки, способны легко осваивать самые сложные по своей форме движения, причем быстрота и легкость, с которой они это делают, в несколько раз выше, чем у взрослого человека. Правда, отставание в уровне развития силы и выносливости ограничивает их реальные возможности в некоторых видах деятельности, но сам по себе феномен расцвета в данный период максимальных координационных возможностей является благоприятной предпосылкой для формирования сложных профессиональных навыков.

Изучение особенностей двигательного режима учащихся средних профтехучилищ свидетельствует о наличии гиподинамии - явлении, характерном для всей современной молодежи. Несмотря на возрастающую двигательную нагрузку, связанную с постепенным увеличением количества часов, отводимых на производственное обучение, общая двигательная активность учащихся в целом остается недостаточной. Для учащихся специфичность воздействия на организм повышенных нагрузок в сочетании с нерациональным процессом производственного обучения, без учета индивидуальных особенностей развития профессионально важных физиологических функций, вызывает неблагоприятные последствия- негативно сказывается на физическом развитии.

Проанализировав исследования в этой области можно утверждать, что урок физической культуры на этапе обучения профессии отличается увеличением плотности до 80% и соответственным возрастанием интенсивности физических нагрузок (в основной части урока ЧСС у подростков равна 170-180 ударам в 1 мин). Это достигается применением метода круговой тренировки, который позволяет значительно сократить время «простоя». Объем профессионально значимых физических упражнений на уроке повышается и составляет 30-35% общего времени. Дополнительно по особо рекомендуемым, как факультативные, видам спорта, также были разработаны комплексы круговых тренировок, которые приведены в Таблицах 7-9.

В возрасте 15-17 лет отмечаются положительная динамика функционирования физиологических систем, совершенствование физических качеств, повышение адаптационных возможностей организма к воздействию факторов окружающей среды, в том числе и производственных.Оптимальным следует считать 8-9-часовой недельный двигательный режим с 35-40%-ным содержанием ППФП на этапах освоения профессии, используя для этого утреннюю гимнастику, физкультурные паузы, программные занятия по физическому воспитанию, дополнительные и факультативные занятия по спортивным играм и другие внеучебные мероприятия. Целесообразно использовать на занятиях игровой и соревновательный методы, а для повышения эффективности урочных форм занятий проводить их по методу круговой тренировки с применением различных средств физической культуры в целях воспитания основных (базовых) и профессионально важных двигательных качеств.

Анализ данных показателей роста (Диаграмма 1) показал, что при сравнении двух курсов уменьшается количество подростков соответствующих стандарту физического развития по росту, и более того в показателях III курса увеличивается массовая доля подростков с показателями роста ниже среднего, с динамикой к низкому: в процентном соотношении количество подростков с низкими показателями увеличилось с 23,3% до 52,2%. Средний показатель роста на I курсе составляет 171,68см±1,06см, а на III курсе всего лишь 172,44см±1,07см.

Диаграмма 1

При анализе данных массы тела была создана Диаграмма 2, которая наглядно иллюстрирует проблемы с весом учащихся.

На I курсе низкий показатель массы тела имели 46,9% учащихся, но при измерении показателей у III курса была выявлен дефицит веса уже у 71,7% подростков. Однако, при этом процент подростков со средним уровнем массы тела претерпел незначительную отрицательную динамику с 3,3% до 2,2%. Средний показатель был увеличен незначительно с 57,5кг±1,7кг до 61,2кг±1,6кг.

Диаграмма 2

Показатель массы тела является одним из важнейших критериев оценки здоровья. Выявленная отрицательная динамика говорит о проблемах состояния здоровья подростков, усугубляющихся в процессе обучения профессии, на наш взгляд это связано с окружающей производственной средой, в которой подростки проводят большую долю времени по сравнению с I курсом, которая влияет своими вредоносными факторами, так и с нерациональным двигательным режимом, проблемой питания и нездорового образа жизни.

Если мы будем говорить о таком показателе, связанном с дыхательной системой подростков, как окружность грудной клетки, который является одним из немаловажных в физическом развитии, обучающихся профессии слесарь-ремонтник, так как производственные факторы негативно влияют на систему дыхания, то можно отметить увеличение показателей низкого уровня в процентном соотношении с 24,4% до 36,9%. Средние показатели окружности грудной клетки в покое претерпели незначительное изменение: наблюдается небольшое увеличение с 81,4см±1,03см до 85,7см±0,94см. Эту динамику иллюстрирует Диаграмма 3.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Статьи о педагогике:

Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической деятельности
Условием формирования целостной личности школьника является гармоническое сочетание умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания и развития. Роль искусства как фактора воздействия на процесс формирования личности была признана с древнейших времен. Музыка на протяжении столетий ...

Психопрофилактика нарушений развития речи
В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это ...

Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования . Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю. ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru