Совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки осваивающих профессию "слесарь-ремонтник"

Перспективы образования » Совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки осваивающих профессию "слесарь-ремонтник"

Человечество вступило в новое тысячелетие, в новый этап своего развития, которое сопровождается глубочайшими изменениями практически во всех сферах нашей жизни и, прежде всего социальной, экономической и политической. Преобразования в обществе связаны со стремительным развитием науки, техники, различного рода технологий, что, в свою очередь, предполагает соответствующую материальную базу и высокую квалификацию работников. Научно-технический прогресс ведет к изменениям не только материального, но и нравственного характера, требуя от человека сознательного, творческого отношения к труду, умения ориентироваться в нестандартных ситуациях и принимать решения. Создаваемая техника открывает широчайшие возможности для сочетания физического и умственного труда, физический труд насыщается интеллектуальной и творческой деятельностью, требует от работника владения различными видами деятельности в процессе производства, а это является предпосылкой для всестороннего развития личности.

В настоящее время в учебных заведениях перед физической культурой выдвигается одна из основных задач: преимущественное развитие и совершенствование физических качеств, двигательных навыков и психофизиологических функций организма, к которым в процессе конкретной трудовой деятельности предъявляются повышенные требования.

Уже на протяжении ряда лет проводятся исследования, направленные на профилирование физического воспитания учащихся в соответствии с особенностями подготавливаемых рабочих профессий (Полиевский С.А. 1974, Цаун В.А. 1977, Пустовой А.П. 1977, Козлов И.М. 1975, Мацкевич М.В. 1975, Бурок Л.В. 1977). При этом особое внимание уделяется тому, что решение задач ППФП должно предусматривать: формирование и совершенствование профессионально важных двигательных навыков, психофизиологических функций, физических и морально-волевых качеств.

Актуальность избранной темы: Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Данная характеристика как нельзя более уместно описывает профессию слесаря-ремонтника. В настоящее время далеко не все вопросы ППФП учащихся технических специальностей нашли равное отражение в проведенных исследованиях, в практической работе кафедр физического воспитания. К тому же специальность слесаря-ремонтника востребована во всех отраслях хозяйства. Все это обосновало выбор столь узконаправленной темы, как детальный анализ особенностей ППФП осваивающих профессию слесаря-ремонтника.

Цель работы: совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки осваивающих профессию «слесарь-ремонтник».

Объект: процесс физического воспитания обучающихся специальности «слесарь-ремонтник».

Предмет исследования: Методика профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания учащихся профессионально-технической школы по специализации «слесарь-ремонтник».

Задачи: 1. Обобщить теоретические и экспериментальные данные о прикладной и социальной значимости физической культуры, проанализировать и уточнить сущность, структуру и этапность профессионально-прикладной физической культуры, выявить принципиальные возможности и перспективные направления.

2. Изучить особенности учебно-производственной деятельности учащейся молодежи, осваивающей профессию и определить профессионально значимые качества рабочих слесарно-ремонтного производства.

4. Обосновать содержание профессионально-прикладной физической культуры специалистов на этапе профессионального совершенствования.

5. Выявить средства и разработать методику интенсификации занятий профессионально-прикладными видами спорта, разработать комплексы круговой тренировки как составной части профессионально-прикладной физической культуры.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- педагогические: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогические наблюдения и хронометрирование, педагогический эксперимент: экспертная оценка; анализ успеваемости учащихся, педагогическое тестирование физических и профессионально значимых качеств;

- социологические: анкетирование и интервьюирование, беседы;

- медико-биологические: определение общей физической работоспособности, изучение функций внимания, быстроты простой и сложной двигательной реакции; динамометрия для объективною анализа мышечной системы;

- математико-статистические: корреляционный анализ, сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента. Материалы исследования обрабатывались с помощью ЭВМ.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программно-нормативной базы, составлении учебно-методических пособий по физическому воспитанию с учетом профиля подготавливаемых специалистов, в частности, в целях конкретизации форм занятий физическими упражнениями; при планировании процесса физического воспитания молодежи, осваивающей профессию слесаря-ремонтника в период обучения и производственной деятельности, при организации физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении и на производстве.

Физическое воспитание детей и подростков существовало уже в первобытном обществе в форме организованных подвижных игр и развлечений. По свидетельству историков, физическое воспитание возникло на основе трудовой деятельности. Первоначальные формы труда и добывание средств существования потребовали от человека необходимых, физических способностей и выделили физическое воспитание в особую сферу деятельности, особенно в детском и подростковом возрасте. Возникновение и огромная популярность Олимпийских игр и других спортивных событий, античные идеалы гармонического физического развития человека, воплощенные в произведениях искусства, ярко свидетельствуют о значимости физического воспитания молодежи. В феодальном обществе физическое воспитание пришло в упадок, но интерес к нему вновь возрос в эпоху Возрождения.

Стремление к созданию системы физического воспитания молодежи усилилось в период перехода от феодализма к капитализму. В этот период ученые разных стран, изучая опыт прошлого, выдвигали различные педагогические теории и предлагали разные формы организации физического воспитания детей и подростков. В конце XIX - начале XX в.в. во многих европейских странах стали проводиться в этой области специальные научные исследования, положившие начало созданию самостоятельной научной дисциплины - теории и методики физического воспитания. К виднейшим ученым этого времени следует отнести П.Ф. Лесгафта (1837-1909). Он был страстным сторонником укрепления здоровья населения средствами физического воспитания. Физическую подготовку он рассматривал как основу здоровья человека.

В 20-е годы XX века в СССР возникли эстафеты, спартакиады, пробеги и прочее. В 30-е годы основу физического воспитания составлял комплекс «Готов к труду и обороне». Теоретические вопросы физического воспитания разрабатывали В.В. Гориневский, В.В. Белинович, Н.А. Бернштейн, А.Н. Крестовников, А.Д. Новиков, А.Ц. Пуни и другие. Активным занятиям подростков физкультурой способствовали пионерские и комсомольские организации.

В 90-е годы новые общественно-экономические отношения поставили физкультурные детские и юношеские коллективы в сложные условия. Многие объединения были вынуждены либо прекратить деятельность, либо вводить плату за занятия, привлекать средства спонсоров и прочее. В настоящее время физкультурная работа в образовательных учреждениях регламентируется образовательными программами и учебными планами и находится в ведении органов управления образования.

Таким образом, возникновение и развитие области знаний, получившей название теории физического воспитания, имеет свои объективные причины, а именно потребность в специальной эмоциональной и физической подготовке различных социальных групп людей к трудовой, военной и другим видам деятельности. Из общей педагогики физическое воспитание выделилось в самостоятельную дисциплину со своими средствами, формами и методами обучения.

физический подготовленность подросток тренировка


Статьи о педагогике:

Эвристический метод решения задач и его понятие
Фридман Л. М. говорит, что для нестандартной задачи в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих программу решения такой задачи. Однако многие выдающиеся математики и педагоги нашли ряд общих указаний-рекомендаций, которыми следует пользоваться при решении нестандартных зада ...

Организация детского производительного труда в колонии имени А.М. Горького
В самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Макаренко исходил из того, что труд сам по себе не может служить средством воспитательного воздействия на детей; он видел, что большинство воспитанников не питало отвращения к труду, что многие из них умели живо и весело работа ...

Традиционные представления о результате обучения в школе – «обученности»
образовательный результат оценивание грамотность Обученность — одно из существенных качеств школьника, отражающее его способность оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических задач, которые приобретаются им в действиях над конкретным учебным материалом. И чем больше прой ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru