Понятие эстетического воспитания дошкольников и его особенности и средства в дошкольном возрасте
В современном обществе наблюдается кризис духовной составляющей человека. Меняется система ценностей, высокий уровень технических разработок предлагает населению все более новые изобретения, в том числе это касается и компьютерных технологий, которые зачастую становятся неотъемлемой частью жизни ребенка. Таким образом, он не получает необходимого взаимодействия с природой, со сверстниками, у него не формируются необходимые культурные ценности, понятие прекрасного. При наличии доступа к культурному наследию человечества, у ребенка может не быть мотивации к его познанию.
Об этом нужно помнить с самого малого возраста ребенка, и важно дать ему возможность познать всю красоту нашего мира. Именно поэтому важнейшей стороной воспитания ребенка дошкольного возраста является эстетическое воспитание.
В нашем исследовании мы рассмотрим различные трактовки понятия «эстетическое воспитание».
По мнению А.Ю. Коджаспирова и Г.М. Коджаспировой эстетическое воспитание – это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между воспитателями и воспитанниками, между старшими и младшими дошкольниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные, отношения воспитателей к воспитанникам, справедливая требовательность делают детскую жизнь высоко эстетичной.
Эстетическое воспитание, по мнению Н.А. Ветлугиной, осуществляется под влиянием действительности (природы, труда, быта и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).
Формы организаций эстетической деятельности детей разнообразны. Это могут быть игры, занятия, экскурсии, праздники и другие развлечения. По мнению Н.А. Ветлугиной, очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей совершенный уровень развития различных видов искусства, последовательного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами. Полноценное умственное и физическое развитие, активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.
По мнению Л.Р. Болотиной эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей.
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни искусства, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – речевая, игровая и другие. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей. Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей.
По мнению В.И. Логиновой, эстетическое воспитание есть целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиции эстетического идеала, испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании деятельности по законам красоты. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие, под которым автор понимает длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Этот процесс имеет различные этапы и уровни, определяемые возрастными и социальными факторами. Он обусловлен освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и с помощью различных форм. Воспитание играет решающую роль в осуществлении эстетического развития личности, так как обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества в разных ее проявлениях (духовных и материальных). Эстетическое развитие личности совершается в результате творческого усвоения общественно - исторического опыта.
Статьи о педагогике:
Общие свойства и особенности города
Нет недостатка в словах и выражениях, в которых города характеризовались как исключительное явление: “Город — интеграл человеческой деятельности”, “Города есть лучшее из того, что создано человеческой цивилизацией за всю историю ее развития”, “Города — духовные мастерские человечества”, “Город — од ...
Понятие «текстовая задача». Структура задачи
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, гак и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а ...
Метод моделирования
Этот метод состоит в замене исходной задачи другой задачей, моделью исходной. Примером использования такого метода является широко применяемый метод решения текстовых (сюжетных) задач путем составления уравнения или системы уравнений. Приведем пример использования этого метода. Задача 8. В квартире ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования