Понятие эстетического воспитания дошкольников и его особенности и средства в дошкольном возрасте
Сущность метода приучения, упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей.
Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Н.А. Ветлугина напоминает, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка .
Эстетическое воспитание необходимо осуществлять при помощи специальных средств.
Средства эстетического воспитания рассматривала В.И. Логинова. К ним она относит все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей, - это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении.
Автор большое внимание уделяет эстетике быта. Каждая деталь оформления детского сада: цвет стен, мебели, штор, расположение картин и скульптур, размещение растений, одежда детей и взрослых - все это должно способствовать эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений. Обстановка должна обеспечивать разнообразную деятельность детей. Одновременно нужно избегать украшательства, загромождения помещений ненужными предметами. Чистота и порядок - основа эстетики быта. Эстетическое воздействие на детей оказывает внешний облик окружающих взрослых и детей: их одежда, прическа, умение держаться, культура общения.
Не менее важным средством В.И. Логинова считает природу. Впечатления от природы зависят от способности видеть красоту разнообразных форм, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий взрослые обращают внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждают интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней, готовность участвовать в ее сохранении. В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красивое самому, приучают к активной деятельности .
Интересным средством В.И.Логинова находит искусство. В детском саду применяются различные виды искусства (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература и т. д.). Оно широко применяется для оформления быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей, для художественного оформления детского сада.
Средством эстетического воспитания, считает Е.А. Флерина, также можно считать особую обстановку. Дети очень восприимчивы к окружающему, и поэтому обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. Предметный мир воздействует на малышей. Они узнают назначение, сравнивают между собой игрушки, обращая внимание на форму, цвет, пропорции, материал. Постепенно дети сами начинают принимать участие в подготовке занятия, сервировке стола к обеду, в оформлении групповой комнаты к празднику и развлечению. Устанавливая, таким образом, связи между предметами в пространстве, дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они уже не только пользуются всем для них созданным, но и сами учатся создавать необходимую обстановку. Эта преобразовательная деятельность детей при постоянной направляющей помощи взрослого способствует формированию у них представлений о красоте и пользе, воспитывает эстетический вкус и потребность к творчеству. Но чтобы этот процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая ребенка в детском саду среда была содержательно – информативна, привлекательна и доступна. Педагог должен хорошо разбираться в вопросах художественного воспитания детей и эстетики быта.
Таким образом, эстетическое воспитание, по мнению ученых, является неотъемлемым звеном в воспитательном процессе. И моменты эстетики, ее воспитания должны использоваться во всех сферах жизни дошкольника. Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, то есть все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично – значит разумно, удобно и, конечно, красиво.
Статьи о педагогике:
Технология формирования социальной активности студента в воспитательной
системе вуза
В современном образовательном пространстве возникла необходимость в подготовке профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие, так как общество ставит перед человеком все более усложняющиеся ...
Типы семей
В истории человечества сменилось не мало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм характерны для отдельных племенных союзов. Другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развитие общества. По м ...
Обучение чтению
Обучение навыкам чтения, как одно из направлений подготовки к школе – задача первого этапа обучения чтению в специальном дошкольном учреждении. Решению ее отводятся первые два года обучения, охватывающие, как правило, детей 3-5 лет (младшая и средняя группа). При этом период начального обучения чте ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования