Типы семей
В истории человечества сменилось не мало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм характерны для отдельных племенных союзов. Другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развитие общества.
По мнению О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.
Исторически более ранние формы являются полигамный или групповой брак, состоящий из несколько мужчин и нескольких женщин. Основными разновидностями таких брачных отношений является многомужество и многоженство.
Многомужество (полиандрия) характеризуется наличием нескольких мужей у одной жены, при многожёнстве (полигинии) у одного мужа имеется несколько жён.
Моногамные браки как союз между одним мужчиной и одной женщиной являются более поздней и наиболее распространенной в настоящее время формой брака.
Рассмотрим каждую из этих форм. Первичной формой семейных отношений является патриархальная, или родственная семья. Для неё характерны не только супружеские отношения, но и кровное родство. Такие семьи проживали, как правило, в одном доме, сообща воспитывали детей и вели хозяйство. Патриархальный тип семейных отношений чаще встречался в сельской местности, где многочисленная семья была достаточно самостоятельной и приспособленной к условиям крестьянской жизни. В Российской глубинке до сих пор сохранились селения и деревни, жители которых приходятся друг другу родственниками, хоть и дальними. Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная введением большого хозяйства, ориентирована на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье, пришла супружеская. Такую семью, принято называть нуклеарной (от латинского - ядро); в её состав входят супруги и их дети (И.М. Майдиков).
Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящие время, привели к сокращению рождаемости в России и формирование нового типа семьи - бездетной.
По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм. Матрилокальный тип характеризуется проживание семьи в доме жены, где зятя называли "примаком". Летний период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась "невесткой".
Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников. Такой тип семьи называют неолокальным.
Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.
Т.А. Куликова характеризует каждую семью как уникальную, но при этом выделяет признаки, по которым семья может быть отнесена к какому-либо типу. Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном "гнезде" проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависит от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальный и религиозный обычай. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.
Статьи о педагогике:
Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного
интереса на уроках литературного чтения в начальных классах
Построить процесс обучения невозможно без знания индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявлени ...
Понятие «готовность к школьному обучению»
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответств ...
Критерии отбора передового педагогического опыта
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объекти ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования