Изучение особенностей эстетического развития старших дошкольников
Анализ ответов детей осуществлялся с учетом того, на что ссылается ребенок:
- на обобщенное представление о качестве;
- на конкретных людей, как носителей определенного качества в конкретной ситуации;
- на литературных и сказочных персонажей;
- на самого себя;
- на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;
- на конкретное действие;
- на оценку качества;
- на недифференцированное представление о качестве;
- объяснение одного качества через другое;
- название действий, не связанных с данным качеством;
- неправильная нравственная оценка качества
Анализируя ответы детей, следует отметить, что оценивая игрушку (красивая – некрасивая) все дети ссылаются на конкретный образ как носителя определенного качества (куколка, робот, мячик, тигренок); обобщенное представление о качестве «красивая» - отсутствует, а о качестве «некрасивая» обобщенное представление сформировано лишь у двух детей – Даши и Насти, которые считают некрасивой ту игрушку, которая сломана. Света не знает, какую игрушку считают некрасивой. Кроме того, отмечаем, что недифференцированных представлений о качестве, а также неправильных оценок качества не выявлено.
Оценивая поступки детей (хорошо поступил – плохо поступил), участники беседы показали дифференцированное представление о данном качестве, ссылаясь при этом на конкретное действие или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («когда девочка дерется», «плохие слова говорит», «помогает маме», «играет тихо» и т.д.). Один ребенок – Диана – не смогла оценить плохих и хороших поступков, сказав «не знаю». Следует отметить, что неправильных нравственных оценок качества дети в своих ответах не демонстрировали.
Рассказывая, как выглядит неряшливый ребенок и ребенок, который опрятно одет, дети в абсолютном большинстве (9 человек) ссылались на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («красивое платье, длинное, с розами красными», «грязное лицо, куртка грязная»), лишь у одного ребенка, Насти, сформировано обобщенное представление о том, как выглядит опрятная девочка.
Таким образом, отмечаем, что у детей в определенной степени сформировано эстетическое представление о внешних качествах игрушек, людей, а также о красоте их поступков.
Степень их сформированности определяем с учетом уровней:
высокий – ребенок ссылается на обобщенное представление о качестве или поступке;
средний – ребенок ссылается на конкретных людей, как носителей определенного качества в конкретной ситуации, на литературных персонажей, на конкретное действие;
низкий – недифференцированное представление о качестве или поступке.
Проанализировав ответы детей можно отметить, что:
- к высокому уровню относится – 2 ребенка (Даша, Настя), что составляет 20%;
- к среднему уровню относятся 7 детей (Света, Максим, Илья, Саша, Яна, Вова, Лера), что составляет 70 %;
- к низкому уровню относится 1 ребенок (Диана), что составляет 10%.
Результаты беседы представлены в диаграмме 1 (см. приложение 2).
Изучение эстетических чувств и эмоциональных переживаний осуществлялось в ходе беседы по сказке «Заюшкина избушка» (см. приложение 3). Детям читали сказку, затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции этики и эстетики человеческих взаимоотношений.
Беседа проводилась по вопросам:
1. Кто из героев сказки красиво поступил?
2. Кто из героев сказки поступил плохо?
3. Кто из героев сказки тебя огорчил?
4. Кто из героев сказки тебя порадовал?
5. Если бы ты рисовал картину, какими бы красками ты нарисовал зло, хитрость?
6. Если бы ты рисовал картинку, какими бы красками ты нарисовал добро, радость?
Таблица 2 - Изучение эстетических чувств и эмоциональных переживаний
№ |
Имя ребенка |
Номер вопроса | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1 |
Саша |
Петух, потому, что он сказал, чтобы лиса ушла |
Лиса, потому, что она всех выгнала |
Лиса |
Зайчик, он согласился впустить лису |
Черным и коричневым, они темные |
Желтым и белым |
2 |
Лера |
Петушок, он выгнал лису |
Лиса, потому, что она зайчонка выгнала, и он заплакал |
Лиса |
Петушок, выгнал лису |
Черными, зелеными темными |
Желтыми, оранжевыми |
3 |
Вова |
Петух, потому, что он кукарекал, пока лиса не убежала |
Лиса, потому, что выгнала зайца |
Лиса |
Петух, он хороший |
Черным |
Белым |
4 |
Света |
Петушок, он помог зайчику |
Лиса, потому, что она выгнала зайчика из избушки |
Лиса, она злая |
Петушок, он помог зайчонку |
Серым |
желтым, как солнышко |
5 |
Илья |
Петух, он спас зайца |
Лиса, она стала жить в его избушке |
Лиса |
Петух, он выгнал лису из дома |
Черный, это Баба Яга злая |
Красным, желтым |
6 |
Настя |
Петух, выгнал лису |
Лиса, она выгнала зайчика из его дома |
Лиса, она не понравилась мне, она всех обидела |
Зайчик и петушок. Зайчик сам построил избушку, а петух лису выгнал |
Черный |
Каким – то цветом ярким, красивым |
7 |
Максим |
Петушок, потому, что он лису выгнал |
Это лиса поступила плохо, она выгнала его, и он стал жаловаться |
Лиса, она плохая |
Петушок, он выгнал эту лису |
Черным |
Красным |
8 |
Яна |
Зайчик, он заплакал |
Лисичка потому, что она расхитрила и выгнала зайчика из дома |
Лиса |
Петушок, выгнал лису |
Черный |
Белой |
9 |
Даша |
Зайчик, потому, что дал лисе переночевать у него |
Лиса, потому, что она зайчика выгнала |
Лиса, потому, что она себя плохо вела |
Петух, потому, что он выгнал лису |
Черными |
Золотыми |
10 |
Диана |
Петух, помог зайке выгнать лису |
Медведь, он не помог зайке |
Лиса, потому, что она не выходила из домика |
Петух, он помог зайчику |
Синим |
Красным |
Статьи о педагогике:
Содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса осуществлялась в школе №1 им. А.С.Макаренко г. Орска во 2 «б» классе. Цель- определение возможностей драматической литературы в активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения. Оп ...
Развитие пассивного словаря
Исследователи выделяют разное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой ...
Рекомендации по организации
итоговой аттестации в форме тестирования
Аттестация в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая ф ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования