Исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте
На рисунке 4 представлены сравнительные результаты по двум урокам в процентах.
Рисунок 4. Сравнительные результаты проверочных двух уроков
Таким образом, на рисунке можно увидеть, что на уроке с использованием наглядных пособий усвоение правила на 15% выше, чем на уроке, на котором не использовались наглядные материалы.
Методические рекомендации по использованию средств наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе
Результаты проведенного исследования показывают, что детям нравится использование наглядных средств обучения, это активизирует их внимание и познавательный интерес, дети показывают лучшие результаты, если работают со средствами наглядности.
Учитывая, что больше всего детям нравится работать с карточками, а с таблицами и схемами меньше, можно предложить более активно использовать данные средства наглядности на уроках обучения грамоте.
Работа с таблицами
Чтение таблицы — сложный для учащихся вид деятельности. Поэтому знакомство с таблицей происходит под руководством учителя.
Учитель предлагает прочитать предложения, записанные в таблице, и показывает их указкой. При обучении чтению таблицы учащиеся усваивают способы обозначения существенных признаков языкового явления в названиях строк и столбиков, способы обозначения связей между ними при помощи пересеченности таблицы, способы обозначения всего явления в заголовке таблицы. Можно сказать, что они овладевают новым способом обозначения явления, новым кодом. Поскольку одновременно со зрительным изучением таблицы происходит и ее объяснение словами, дети одновременно усваивают графический и языковой способы обозначения, определения явления. Нетрудно заметить, что при этом формируются мыслительные операции кодирования и перекодирования, обобщения, сопоставления.
После демонстрации способов табличного изображения связей можно перейти к частично самостоятельной работе. Установлено, что при заполнении таблиц ученики испытывают меньше затруднений, чем при их чтении, так как зрительно контролируют свои действия. Поэтому на этом этапе можно предъявить индивидуальное пособие и предложить заполнить таблицу по аналогии с фронтальной таблицей.
Виды работ с таблицами
1. Коллективное чтение таблицы 1 (на первых этапах по слогам, а затем требовать чтения целыми словами).
2. Чтение в парах (на парте одна таблица, читают дети по очереди. В это время по таблицам 1, 2 идет обучение нечитающих детей).
3. Индивидуальное чтение таблиц (у каждого ученика таблица, выданная учителем с учетом навыков чтения).
4. Индивидуальное чтение таблицы по выбору, взаимообмен прочитанными таблицами среди сильных детей.
Любой вид работы по таблицам сопровождается подсчетом слов, подведением итога учителем
Таблицы носят развивающий и опережающий характер: 1) найди лишнее слово в таблице (в нем нет изучаемой буквы или это слово с незнакомой буквой); 2) разделительный Ъ.
Работа со схемами
Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока?
Прежде всего, использование средств графики должно показать логические связи явлений, которые существуют в языке, но для школьников обычно остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлении смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами.
Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает”.
Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведу некоторые из них.
Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.
Подкрепите примерами каждое положение схемы.
Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Пример работы со схемой
1. Составление схемы прочитанного предложения.
У Тани кот.
После составления схемы учениками (у каждого есть индивидуальный набор карточек для составления схем) следует анализ. (Сколько слов в предложении, сколько больших слов и маленьких (предлогов), заглавная буква в словах, знаки препинания в конце предложения.)
Статьи о педагогике:
Тестирование как основная
форма контроля
На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результата с заранее заданными параметрами к ...
Дисциплина как основа воспитание этической культуры детей младшего
школьного возраста
Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случ ...
Современные средства связи
В потоках информации, проходящих по различным каналам и линиям связи, большая часть приходится на телефонные переговоры. Телефонная связь по-прежнему остаётся самым удобным видом общения людей на расстоянии. Её отличаю простота, доступность, оперативность, высокая информативность. Человеческая речь ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования