Информационный тезаурус педагогической инноватики
Коллективное сознание выступает как некая социальная реальность, только когда оно выражено в языке как материальном носителе норм сознания. Язык представляет собой систему знаков, служащую средством человеческого общения и предназначенную для уменьшения сложности и разнообразия окружающего мира, для обеспечения устойчивости восприятия и облегчения задачи обработки информации. Различают понятия "естественный язык" (разговорный язык) и "формальный язык" (язык профессии или области знания).
Совокупность слов, входящих в состав языка разных областей знания и практической деятельности, упорядочивается на основе тезауруса. Одно из распространенных толкований термина тезаурус (греч. thesauros — сокровище) связывается с таким способом организации лексического состава, который позволяет экономно "моделировать мир" (языковая модель мира). Восприятие информации, ее извлечение из сообщения зависит от объема тезауруса того лица, которое эту информацию принимает. Если понятия, соответствующие теме или предмету сообщения, отсутствуют в тезаурусе, человек не в состоянии извлечь информацию из сообщения, что субъективно воспринимается как отсутствие информации в этом сообщении. Если объем тезауруса человека велик настолько, что сообщение не вносит в него никаких изменений, то для этого человека сообщение тоже может не содержать информацию. Согласование лексики участников инновационных процессов в образовании в сочетании с согласованием теоретических моделей образовательных систем и моделей развития этих систем обеспечивает единое смысловое поле решения проблем.
Материалистическая теория познания в качестве основы идеального плана практической деятельности рассматривает не сведения и факты, а знание как продукт общественной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира. Знание о предмете или предметной области отражает многообразие смыслов и связей между этими смыслами и всегда содержит в себе сложную систему правил, в том числе — прагматические правила. Это значит, что из определенного вида знания можно извлечь указания, рекомендации или нормы деятельности.
В структуре знания выделяют два уровня — эмпирический и теоретический; им соответствуют два вида познавательной деятельности — эмпирическое исследование и теоретическое исследование; результатом эмпирического исследования является эмпирическое знание, результатом теоретического исследования — теоретическое знание.
Эмпирическое знание отражает существующие схемы предметных связей, выявленные на основе непосредственного обращения к практике. Язык фиксации эмпирического знания образуют как понятия обыденного (разговорного) языка, так и научные понятия. Примерами эмпирического знания, формируемого участниками инновационной деятельности в образовании, являются описания нового опыта, представляющие собой систематизированные данные наблюдений за процессом подготовки и выполнения программы экспериментальной деятельности, и обобщения этого опыта как результат сложной обработки эмпирических фактов, их понимания, осмысления, интерпретации. В процессе обобщения инновационного опыта формируются научные факты, являющиеся одним из компонентов теоретического знания, отражающего сущностные закономерные связи между объектами развития образовательных систем и их отдельных элементов.
В рамках теоретического знания выстраиваются гипотетические схемы предметных связей без непосредственного обращения к практике, за счет воссоздания закономерных отношений, которым подчиняются объекты предметной области. Построение теоретического знания основано на отношении к практике как критерию истинности теории, предполагает организацию и проведение научного эксперимента.
Знание о фрагменте реальности, полученное с помощью научных методов, обозначают термином "научная картина мира". Различают специальные (локальные) картины мира и общую картину мира как синтез знаний о фрагменте реальности, получаемых в разных науках. По отношению к общей научной картине мира локальные научные картины мира рассматриваются как ее относительно самостоятельные фрагменты. Научная картина мира функционирует как исследовательская программа, которая определяет постановку задач теоретического и эмпирического поиска и выбор средств для их решения. Разрабатываемые наукой теоретические модели в рамках научной картины мира как информационной модели можно рассматривать как специальные средства агрегирования информации, а методику и методологию конструирования моделей — как метод, позволяющий не только отобрать наиболее значимую для оценки ситуации и принятия решений информацию, но и как метод получения новых знаний.
Статьи о педагогике:
Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Словарь ребенка формируется на основе доступного материала, понятного ему. Поэтому перв ...
Психолого-педагогическая характеристика
слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью. Если глухих детей не обу ...
Соответствие развивающей среды возрасту детей
Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Стержень (ствол) этого дерева – возраст ребенка от рождения до 7 лет. Каждый возрастной период ( ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования