Информационный тезаурус педагогической инноватики

Перспективы образования » Информационный тезаурус педагогической инноватики

Страница 4

В процессе антропогенеза решающей предпосылкой развития человеческого сознания и языка стал процесс обмена информацией между людьми посредством общей для них знаковой системы, получивший название коммуникация (лат. communicatio, communicare — делать общим, связывать, общаться). Основная цель коммуникации — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В результате этого процесса происходит обмен знаниями и смыслами, при котором может измениться форма и содержание информации, воспринимаемой участниками информационного взаимодействия.

Единичный цикл информационного взаимодействия предполагает адресную передачу информационного сообщения, восприятие этого сообщения и обратную адресную передачу информации. Информационное взаимодействие всегда инициируется одним из субъектов этого взаимодействия и обязательно поддерживается другим субъектом. В том случае, когда обратная связь отсутствует, имеет место не информационное взаимодействие, а информационное воздействие. Полный цикл коммуникации включает: докоммуникативную фазу, в которой происходит формирование целей деятельности и потребностей в обмене информацией и намечаются способы их реализации; собственно коммуникацию, включающую создание, передачу и прием сообщения, и послекоммуникативную фазу, когда проявляются последствия (эффекты) коммуникации и возникает обратная связь.

Основными элементами коммуникации являются: субъекты — коммуникатор и коммуникант; средства коммуникации — код, используемый для передачи информации, и канал передачи информации; предмет коммуникации и отображающее его сообщение; эффекты коммуникации.

Коммуникатор (отправитель, адресант) — создатель сообщения, лицо, генерирующее идею. Коммуникатор и источник информации не всегда одно и то же лицо, источником информации может быть любая организация, группа лиц или индивид.

Коммуникант (получатель, адресат, реципиент) — лицо или группа лиц, которым направлено сообщение.

Код — набор символов или знаков, переводящий сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются как вербальные (словесные), так и невербальные средства коммуникации.

Канал передачи (коммуникационный канал) — средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора к коммуниканту. Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сообщений. Различают естественные каналы коммуникации, образовавшиеся в ходе антропогенеза (вербальный и невербальный), и искусственные, сознательно созданные людьми.

Сообщение, подготовленное коммуникатором, представляет собой информационное предложение, которое воспринимается коммуникантом только в том случае, если у него имеется соответствующая потребность (информационная потребность). Если же потребность в информации есть, а соответствующего информационного предложения нет, то коммуникатор начинает поиск источников интересующей его информации, посылая по известным ему каналам коммуникации информационный запрос.

Под информационной потребностью понимают потребность в знании, обусловленную характером профессиональной деятельности специалиста и зависящую от его индивидуальных (личностных) характеристик; информационный запрос рассматривается как форма отражения информационной потребности. В контексте обсуждаемой темы информационное предложение рассматривается как специальным образом изложенная информация о новшестве, включая общие сведения о разработке, варианты делового сотрудничества для его внедрения, адреса источников дополнительной информации, необходимой для распространения новшества в профессиональном сообществе.

Коммуникативная деятельность — источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов. В широком смысле понятием память обозначают систему, обеспечивающую запись (кодирование), хранение и передачу информации.

В мире живой природы ключевым элементом нервной системы как информационной службы организма, без которого не могут быть раскрыты возможности достижения цели, является генетическая или наследственная память. Наряду с генетической памятью теории социальной коммуникации выделяют психическую и социальную память. Первая понимается как система сохранения и последующего воспроизведения человеком его опыта. Вторая включает в себя множество овеществленных (представленных в материальной форме) и не овеществленных социальных смыслов. Общественное сознание выполняет функцию социальной памяти, вырабатывая некоторые схемы, "матрицы" воспроизводства накопленного человечеством опыта. Включенность человека в совместную с другими людьми деятельность, обладающую определенной последовательностью и структурой, ориентирует индивидуальные действия, программирует их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Исследование физического развития и физической подготовленности старшеклассников
Известно, что показатель Эрисмана характеризует уровень физического развития и служит в качестве метода оценки развития грудной клетки (А.Н. Воробьев, Ю.К. Соркин, 1987). Результаты исследования показателя Эрисмана у школьников приведены в таблице 1. Таблица 1 Уровень развития грудной клетки у учащ ...

Характеристики тренинга
Во-первых, сформулированная ведущим цель. Целью тренинга можно считать изменение навыков и умений человека, ведущее к его развитию и более эффективной адаптации. Можно говорить о формировании, развитии, совершенствовании не только поведенческих, но и умственных навыков и умений, говоря широко – нав ...

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, - обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает исполнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построе ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru