Информационный тезаурус педагогической инноватики
Различают два вида социальной памяти — групповую память и память общества. Существует еще понятие "общечеловеческая память" или "память мира", субъектом которой мыслится все человечество. В каждом виде социальной памяти можно выделить два слоя: слой традиций и слой новаций. Слой новаций представлен социальными смыслами, рожденными на "переднем крае науки" и в инновационной практике.
Групповая память целевых социальных групп (профессиональные группы и общественные объединения) включает в себя следующие разделы: язык со специальными понятиями и терминами; массив недокументированных знаний, передаваемых устно; профессиональные нормы общения внутри группы; технологические умения, связанные с выполнением профессиональных или общественных функций; документальные фонды; продукты деятельности. Основным носителем группового знания являются документальные фонды. Структура и содержание групповой памяти зависят от субъекта—носителя, т.е. от той социальной группы, которой эта память принадлежит.
Инструментом для упорядочения индивидуальных и групповых (в том числе и организационных) коллекций знаний и продуктов деятельности являются классификационные системы, построенные на основе тех или иных информационных моделей. Использование сообществами развития единых информационных моделей обеспечивает стабильность институтов групповой социальной памяти и обеспечивает возможность их интеграции на основе согласования общих и частных информационных моделей.
Инструментом для упорядочения систем знаний служат универсальные классификационные системы. Примерами таких классификационных схем в области культуры служат библиотечные классификаторы (ББК, УДК), в области науки - классификаторы научно-технической информации (рубрикатор ГСНТИ), в области образования — рубрикатор "Народное образование. Педагогика". Универсальные классификационные системы отражают структуру знания о предметной области. Согласованность этих систем и логическая непротиворечивость являются необходимым условием для интеграции формируемых разными науками блоков социальной памяти, связанных с одним и тем же фрагментом реальности.
Увеличение числа и углубление содержания информационных потоков в разных областях знания привело к формированию специальных групп людей — информационных работников — и организационных форм объединения усилий информационных работников — информационных служб, призванных своей профессиональной деятельностью оказывать воздействие на информационные потоки в интересах потребителей информации. Информационные службы выполняют в социальных структурах роль нервной системы, фиксирующей сигналы о состоянии внешней и внутренней среды и определяющей меру необходимости реагирования на эти сигналы.
Работники информационных служб непрерывно отслеживают, систематизируют и ведут учет информации о проблемах, задачах и возможностях решения задач развития различных предметных областей. Это позволяет им не только адекватно реагировать на информационные запросы работников сферы образования, но и опережающе формировать информационные предложения для разных категорий пользователей с учетом их информационных потребностей.
Информационные службы активно взаимодействуют с институтами социальной памяти, с различными документально-коммуникационными системами, отслеживают появление новых документов, значимых для решения задач развития тех организаций или профессиональных объединений, при которых они функционируют. В процессе информационного обмена информационные службы выступают в роли посредника, принимая на себя в зависимости от ситуации либо функции коммуникатора, либо функции коммуниканта.
Процесс повышения значимости информации и знаний, широкое распространение информационных методов во всех сферах жизни общества получил название информатизация, а методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации — информационные технологии. Процесс информатизации является осново-полагающим фактором современного этапа развития общества. Процессы создания, распространения и использования информации составляют содержательную основу и условие эффективного существования социальных систем. Функционирование и развитие разных сфер общественной жизни, в том числе и сферы образования, все чаще рассматриваются как информационные процессы, а современная социокультурная ситуация в целом нередко называется информационным, проектом.
Статьи о педагогике:
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование детей проводилось в течение октября 2010 года и в марте-апреле 2011 года. Интерес представляет сравнение полученных данных в начале обучения детей в первом классе и в конце третьей четверти. Диагностика наглядных форм мышления (тест «Цветные матрицы Равена» для детей 5-11 лет Дети, обу ...
История развития психологического знания
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Древнегреческие философы-материалисты Демокрит, Эпикур, древнеримский философ Лукреций понимали душу человека как разновидност ...
Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей
младших школьников
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме развития культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальн ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования