Семья как продукт исторического развития
Современные ученые, рассматривают семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. В своих работах Ковалев С.В. представляет семью как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Если немного раскрыть это весьма емкое определение, то окажется, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к меняющимся общественным отношениями.
С позиции социологов О.Л. Зверевой, А.Н. Ганичевой, семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны с общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.
Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права обязанности.
Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, водительством и родством, при отсутствии одного из показателей используются понятие "семейная группа".
Слово "брак" происходит от русского "брать". Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим).
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователем во взглядах на семью. В проектах "идеального государства" в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жён, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой "Истории" отвечает, что общность женщин была отличной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.
Аристотель, критикуя проекты "идеального государства", развивает идею, Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют "селения", а соединение "селений" - государство.
Подобная точка зрения, на семью, господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: "самое древнее из всех обществ и единственно естественное" - это семья . Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей .".
Основу семьи Кант видел в правовом порядке, Гегель - в абсолютной идее. Заметим, что учёные, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятие "брак" и семья, различие между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близким супругам и необходимых им людей.
Также обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф.Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющую основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечает, что "семья должна развиваться по мере того, как развивается общество". Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходить из низшей формы и высшей. В.И. Ленин также отметил, что в развитие семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения.
Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.
Статьи о педагогике:
Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших
школьников к миру труда и профессий
Выявление психолого-педагогической сущности формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий начнём с выявления сущности понятий, составляющих основу проблемы нашего исследования. По мнению С. П. Баранова, «и общественное признание, и материальное благосостояние чел ...
Обучение чтению
Обучение навыкам чтения, как одно из направлений подготовки к школе – задача первого этапа обучения чтению в специальном дошкольном учреждении. Решению ее отводятся первые два года обучения, охватывающие, как правило, детей 3-5 лет (младшая и средняя группа). При этом период начального обучения чте ...
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представ ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования