Влияние занятий спортом на физическое развитие учащихся

Страница 1

Занятия физическими упражнениями в молодом возрасте предъявляют большие требования к физическому развитию. Поэтому при организации таких занятий необходимо особенно тщательно проводить наблюдения за влиянием различных тренировочных средств и методов на изменение физического развития занимающихся .

Исследования возрастной динамики изменений физического развития школьников представляют интерес не только с педагогической и научной точки зрения, но и в не меньшей степени с практической. Так, по мнению В.Г. Властовского, остро стоит вопрос о соотношении паспортного и биологического возраста ребёнка, поскольку, как отмечает автор, одна часть детей развивается ускоренно, а другая наоборот, характеризуется задержкой процессов роста и созревания организма.

По мнению Д. Харре, при оценке физических возможностей юных спортсменов необходимо принимать во внимание, прежде всего, физическое развитие. Представителей разного типа физического развития, которые благодаря временному физическому превосходству показывают относительно более высокие результаты, часто догоняют и обгоняют представители позднего типа развития, не привлекавших ранее внимание тренеров и учителей физкультуры.

Исследования, проведённые Р.Е. Мотылянской, Л.И. Строговой и Ф.А. Иорданской с целью изучения влияния систематических занятий физической культурой и спортом на изменение уровня физического развития, показали, что юные спортсмены 15, 16 и 17 лет имели почти такие же данные роста, как и школьники, не занимавшиеся спортом. Но значение веса тела и окружность грудной клетки у них были более высокими. В то же время авторы отмечают, что число школьников, имевших низкие и ниже среднего уровня антропометрические показатели, к концу двухлетнего периода систематических занятий спортом уменьшается, но в это же самое время соответственно увеличивается число школьников со средними, а иногда и более высокими показателями физического развития.

Специфическое влияние двигательной деятельности наиболее отчётливо проявляется у взрослых спортсменов с продолжительным стажем занятий спортом. Например, штангиста можно легко отличить от гимнаста или борца. Но значение этого фактора, как указывают многие исследователи, отчасти проявляется уже в юношеском возрасте. Анализ данных о состоянии физического развития спортсменов, специализирующихся в тяжёлой атлетике, беге на средние дистанции, в прыжках в высоту, баскетболе и др., в плане возрастной динамики даёт основание говорить о том, что в формировании типа телосложения естественный и искусственный отбор играют не основную роль. Хотя с этим положением не согласуются исследования Г.С. Туманяна, Э.Г. Мартиросова, Н.Ж. Булгаковой и др.

Представители различных видов спорта отличаются не только тотальными размерами и пропорциями тела, но и некоторыми конституционными особенностями, соотношением фракционных значений веса тела (мышц, подкожного и общего жира, скелета). Об этом говорят исследования А.Н. Воробьёва, указывающие на то, что упражнения с отягощениями, особенно значительного веса или при большом напряжении, оказывают специфическое биологическое воздействие на организм. А.Н. Воробьев, ссылаясь на диссертационные работы Б.Е. Подскоцкого, В.Н. Михневича, Т.А. Енилиной, А.Д. Ермакова, А.С. Прилепина, говорит о том, что упражнения с отягощениями, вес которых адекватен возможностям организма подростков, благоприятно влияют на формирование правильного телосложения, а также улучшают дееспособность органов и систем молодого организма.

Силовая подготовка с применением отягощений направлена прежде всего на совершенствование силовых возможностей человека и развитие способности к концентрации нервных центров. Вместе с тем силовая подготовка с применением дозированных отягощений укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма.

Наиболее благоприятным временем для приобретения двигательных навыков в силовой подготовке (например, при подъёме тяжестей), как показали исследования многих авторов, является подростковый и юношеский возраст.

Дозированные силовые нагрузки динамического характера не влияют отрицательно на развитие и дифференцировку позвоночника подростков. Так, А.И. Кураченков отмечал, что силовые упражнения с тяжестями в юном возрасте без чрезмерных нагрузок не только не вызывают патологических изменений в позвоночнике, а напротив, укрепляя его мышечный корсет, оказывают благоприятное влияние на осанку, способствуют коррекции имеющихся дефектов в осанке.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Концептуальная модель воспитательной системы класса
Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где педагог руководствуется сознательными намерениями. Действуют не с ...

Роль задач с практическим применением в развитии предметной мотивации
Ответ на вопрос «Как возбудить интерес к математике?» неоднозначен. Всё зависит от интересов индивидуума. Очевидно, необходимо проанализировать личностные механизмы, активизирующие и регулирующие мотивационную роль практики к учебной дисциплине. Можно выделить ряд стадий усвоения учебного материала ...

Коммуникативное развитие учащихся на начальном этапе
Говоря о коммуникативном развитии учащихся младших классов следует отметить, что младшие школьники недостаточно полно раскрывают связи между явлениями. Хотя младшие школьники практически владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям (это является важнейшим пс ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru