Влияние изометрических и динамических напряжений на функциональное со стояние организма юных волейболистов
В первой экспериментальной группе изометрические напряжения также дали прирост в силе мышц, но не такой ощутимый - соответственно 3,8; 2,45 и 2,9%. Во всех возрастных группах волейболистов вторая и третья методики тренировки силы дали достоверный прирост результатов, а первая - недостоверный.
По результатам первого педагогического эксперимента напрашивается следующий вывод, что применение изометрических напряжений наиболее эффективно в сочетании с динамическими упражнениями. В этом случае прирост результатов, независимо от возраста испытуемых, уже за два месяца был более выраженным, чем в группах, выполняющих только динамические напряжения или только изометрические упражнения. Чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение был проведен второй, более продолжительный эксперимент.
Во втором педагогическом эксперименте методический подход был точно таким же, что и в первом, но он выполнялся уже в течение 6 месяцев, с применением таких контрольных упражнений, как жим лёжа и удержание штанги в полусогнутых руках в этом же положении. Контрольно-педагогические испытания проводились через каждые два месяца. Таким образом, эффективность воздействия изометрических упражнений в этом случае изучалась уже на более продолжительном временном отрезке.
Во втором педагогическом исследовании экспериментальная группа юных волейболистов 12-14 лет сочетала выполнение упражнений в равной степени в различных режимах мышечного напряжения (изометрического и динамического), а контрольная тренировалась только в динамическом режиме.
Итоговые контрольно-педагогические испытания позволили выявить достоверное преимущество тренировки, сочетающей изометрический и динамический режим силовой подготовки. В экспериментальной группе прирост за 6 месяцев составил 17,6%, а в контрольной - 14,6%. Однако в обоих случаях прирост силы был достоверный. Общим для всех подгрупп волейболистов было снижение темпа прироста силы за последние два месяца по отношению к предыдущему двухмесячному циклу. В экспериментальной группе этот показатель прироста составил 2,1%, а в контрольной - 1,4%.
За 6 месяцев изометрическая выносливость возрастала у всех волейболистов 12-14 лет. Но наиболее выраженный прирост этого физического качества был в группе 13-летних подростков - на 46,7%; на втором месте – 14-летние волейболисты (на 33,8%), у 12-летних спортсменов изометрическая выносливость возросла за 6 месяцев на 20,5%.
Интегральным показателем изометрических упражнений является коэффициент нагрузки, который характеризует не только абсолютную изометрическую силу, но и продолжительность её проявления.
Этот показатель в группе 12-летних волейболистов увеличился за 6 месяцев на 100%, в 13-летнем возрасте - на 76,3% и в 14-летнем - на 61,1%. Следовательно, применение коэффициента нагрузки для оценки физических возможностей волейболистов является не только эффективным показателем прироста силы и изометрической выносливости, но и позволяет говорить о её исключительной информативности для детей и подростков.
Об этом же говорит и тот факт, что исследования изменения частоты пульса и его показателей во время изометрического напряжений выявили значительное превосходство в реакции сердечно-сосудистой системы юных волейболистов к таким напряжениям по сравнению с их не тренированными сверстниками. Было установлено, что годичная силовая подготовка приводит к развитию брадикардии у юных волейболистов 12, 13 и 14 лет.
График изменения силы за относительно-длительное время тренировки имеет параболическую кривую. Наиболее выраженный прирост наблюдается в середине эксперимента, то есть между 2-м и 4-м месяцами тренировок, и меньший прирост - в начале и конце тренировочного шестимесячного цикла.
Применение изометрических напряжений не привело к снижению темпа прироста силы, а напротив, дало дополнительный толчок к его росту, особенно в середине эксперимента, и в меньшей степени - в конце.
Подводя итог экспериментальным исследованиям необходимо отметить, следующее: а) использование в силовой подготовке волейболистов 12-14 лет дозированных (30% от максимума) изометрических упражнений локального воздействия педагогически оправдано и эффективно;
б) применение изометрических напряжений наиболее эффективно в сочетании с динамическими упражнениями. В этом случае прирост результатов независимо от возраста испытуемых через два месяца был более выраженным, чем в группах, выполняющих только динамические напряжения или только изометрические упражнения.
1. Занятия волейболом в 12-14-летнем возрасте особенно положительно влияют на показатели развития скоростно-силовых качеств. Юные волейболисты всех возрастных групп уже через год занятий спортом (баз специальной силовой подготовки) увеличили свои результаты в прыжке в длину с места на достоверно большую величину, чем в традиционных тестах на силу.
Статьи о педагогике:
Развитие творческих способностей учащихся при использовании
учебно-творческих задач компьютерного моделирования
В перечне целей, достижение которых обеспечивает обучение информатике на этапе основного общего образования, указывается развитие творческих способностей средствами ИКТ. Если мы посмотрим цели обучения информатике и информационным технологиям на этапе среднего (полного) образования, то увидим, что ...
Разноуровневое обучение
Разноуровневые задания разработаны в соответствии с Положением о десятибалльной системе оценивания учебных достижений учащихся, основанной на 5 уровнях усвоения. Во избежание перегрузки учащихся работу нужно планировать с учетом отдельных заданий одного или нескольких уровней Выполнение таких задан ...
Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, - обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает исполнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построе ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования