Влияние изометрических и динамических напряжений на функциональное со стояние организма юных волейболистов
Следовательно, по данным исследования изменений показателей ЧСС во время изометрического напряжения можно сделать заключение о том, что силовая подготовка с применением изометрических напряжений оказывает положительное влияние на функциональное состояние организма юных волейболистов.
Частота пульса в восстановительном периоде. После окончания выполнения мышечной работы изометрического характера частота пульса у всех испытуемых на первых пяти секундах: в контрольной группе не тренированных школьников возрасла - на 4,1 - 7,9 уд/мин., а у их сверстников - юных волейболистов - на 6 - 6,8 уд/мин. Следовательно, отчётливо наблюдается прирост после окончания мышечной работы частоты пульса у всех испытуемых. Данное явление, названное феноменом Лингарда, наблюдалось многими учёными при проведении исследований. Тем не менее, у юных волейболистов этот показатель в среднем оказался выше, чем у их не тренированных сверстников.
Время возвращения частоты пульса к уровню исходного фона у юных волейболистов 12-14 лет было значительно меньшим. Так, разница между ними и сверстниками из контрольной группы составляла в 12 лет - 40, в 13 - 46 и в 14 лет - 50 с. ПР восстановительного периода у волейболистов была значительно меньшей.
Применение изометрических напряжений, а также комплексов статико-динамического характера в силовой подготовке не только в системе в спортивной тренировке волейболистов подросткового возраста, до сих пор является проблемой. В литературе в этой области нет достаточно глубоких исследований, раскрывающих возможности изометрических и комплексных напряжений в физической подготовке человека. Это связано, очевидно, с тем, что результат выполнения изометрических напряжений не всегда легко проявляется, в отличие от динамических мышечных напряжений. Более того, в отечественной теории и практике спортивной тренировки также полностью не решён вопрос о дозировании изометрических (статических) напряжений. Нагрузка статических напряжений в 5 или 6 секунд, на наш взгляд, может быть использована в тренировки юных спортсменов подросткового возраста, тем более в тренировке юных волейболистов.
Поэтому, приступая к решению проблемы применения изометрических напряжений в силовой подготовке юных волейболистов 12-14 лет, мы прежде всего должны были решить вопрос их дозирования. Для этого мы воспользовались методикой дозирования локальных мышечных напряжений изометрического характера, предложенной В.В. Розенблатом, Р.А. Шабуниным, Л.С. Дворкиным. Эта методика заключается в том, что подбираются для дозирования изометрического напряжения альтернативные динамические упражнения, в которых определяются максимальные физические возможности испытуемых. Затем делается расчёт величины груза, удерживаемого в изометрической позе, являющейся одним из элементов этого динамического упражнения. Например, приседанию со штангой на плечах в качестве альтернативного изометрического напряжения предлагается упражнение “Поза конькобежца”. В этой позе удерживается груз, равный 30% от максимального результата в приседании. В отдельных экспериментах вес такого отягощения определялся исходя из веса тела, например, 30% от веса тела.
Чтобы доказать эффективность изометрического напряжений локального мышечного воздействия на прирост силы, мы провели педагогические эксперименты. Наши исследования были направлены также и на определение эффективности разработанной нами методики дозирования нагрузки в изометрических напряжениях с учётом возраста. В педагогическом эксперименте были использованы два упражнения изометрического характера, для которых подбирались альтернативные динамические упражнения: “Поза конькобежца” и удержание двумя руками штанги, лёжа на горизонтальной доске.
Результаты педагогического эксперимента проверялись в контрольных упражнениях: приседание и жим лёжа.
Первый педагогический эксперимент продолжался в течение двух месяцев, а контрольные испытания проводились один раз в две недели. Первая экспериментальная группа выполняла в эти два месяца только изометрические напряжения в контрольных упражнениях, вторая сочетала в равной степени изометрические и динамические напряжения, а третья тренировалась только на динамических упражнениях. Следовательно, проверялась эффективность трёх разных методик, но объединённых между собой одной целью - силовой тренировкой практически одних и тех же групп мышц. Общий объём времени выполнения изометрических и динамических упражнений был одинаков. В каждом из исследуемых нами возрастных групп волейболистов были организованы три экспериментальные подгруппы. Таким образом, мы смогли не только исследовать вышеназванные методики силовой подготовки в целом, но и проанализировать возрастной характер их влияния на прирост силы мышц.
Результаты первого педагогического эксперимента, который продолжался в течение двух месяцев, позволили говорить о том, что выполнение изометрических упражнений даёт эффект только в первые две и реже - четыре недели тренировки. Во всех возрастных подгруппах волейболистов наиболее выраженный прирост отмечался во второй экспериментальной подгруппе, которая сочетала в равной степени выполнение изометрических и динамические напряжений. За это время силовые возможности в приседании со штангой на плечах возросли у волейболистов 12 лет на 7,7%; 13 лет - на 7,9 и 14 лет - на 6,15%. Несколько меньший прирост результатов в приросте силы мышц был в третьей группе, которая тренировалась только с динамические упражнениями - соответственно 5,2; 6,5 и 5,6%.
Статьи о педагогике:
Использование дифференцированного подхода на уроках математики как основа
формирования индивидуализма ребенка
Принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся применяю технологию дифференциации. Дифференцированный подход – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них значимых для учебного процесса общих качеств (уровня спо ...
Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого
потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
Для выявления эффективности проведённой работы по формированию творческого потенциала подростков был повторно проведен тест Гилфорда на развития дивергентного (нестандартного) мышления испытуемых. Результаты теста показали увеличение среднего показателя на 10%, высокого показателя на 10% оригинальн ...
Развитие ловкости
Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения а также перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Оценить уровень развития ловкости очень трудно. Обычно его определяют либо по времени, необходимому для полного овла ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования