Влияние изометрических и динамических напряжений на функциональное со стояние организма юных волейболистов
Несмотря на то, что юные волейболисты выполняли мышечную работу более продолжительное время, чем их не тренированные сверстники, она проходила на фоне меньшей частоты пульса (табл. 4.8). Мы видим, что со стороны ССС наблюдается проявление более экономного функционирования в результате занятий волейболом с элементами силовой подготовки в течение года.
Как было отмечено в главе 2, непрерывная регистрация частоты пульса позволила во время выполнения изометрического напряжения оценить качество регулирования сердечно-сосудистой системы. Для этого определялась “площадь регулирования” (ПР) и “коэффициент демпфирования” (КДФ) частоты пульса за одну минуту до начала мышечного напряжения, во время его выполнения и в восстановительный период в течение 90 с (Глава 2).
Анализ средних показателей ПР и КДФ позволил выявить более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы тренированных школьников по сравнению с их сверстниками, не занимавшимися спортом (табл. 3.15).
Во время изометрического напряжения средняя частота пульса у юных волейболистов была достоверно меньше по отношению к контрольной подгруппе: среди 12-летних подростков - на 12,6%, 13-летних - на 12,3% и 14-летних - на 12,5%.
Представляет интерес и тот факт, что максимальный прирост частоты пульса во время изометрического напряжения по отношению к средней частоте пульса исходного фона в подгруппах волейболистов, хотя и недостоверно, но был выше, чем в контрольных. В то же время абсолютное значение максимальной частоты пульса во время мышечного напряжения в первом случае достоверно оказалось меньшим по сравнению с не тренированными школьниками (табл. 3.15). Так, в подгруппе юных спортсменов 12 лет максимальная частота пульса была равна 135 уд/минуту, а у их не тренированных сверстников - 140,3 уд/минуту.
Показатель ПР за время статического напряжения у волейболистов был значительно выше, чем в контрольной группе.
Это связано с несколькими факторами, влияющими на величину площади регулирования. Во-первых, общее время мышечной работы изометрического характера у юных волейболистов было достоверно больше, чем у нетренированных сверстсников; во-вторых, показатель прироста частоты пульса по отношению к исходному фону у юных спортсменов также был более высоким.
Анализ ПР изометрического напряжения у юных волейболистов показал, что она от возраста к возрасту снижается. В группе же не тренированных школьников наблюдается вначале повышение ПР (13 лет), а затем выраженное снижение (14 лет).
Таблица 3.15 - Изменение показателей ЧСС во время изометрического напряжения
Показатели ЧСС |
Контрольные подгруппы |
Юные волейболисты | ||||
Возраст, лет | ||||||
12 |
13 |
14 |
12 |
13 |
14 | |
Исходный фон | ||||||
ЧСС в мин. |
82,4 |
80,2 |
75,2 |
76,5 |
72,8 |
70,1 |
ПР за 60 с, мм2 |
72,8 |
69,6 |
67,8 |
69,2 |
62,9 |
58,4 |
КДФ за 60 с, |
1,07 |
1,04 |
1,09 |
0,05 |
0,04 |
0,06 |
Во время статического напряжения | ||||||
Статическая выносливость, с |
24,5 |
28,3 |
20,2 |
35,6 |
38,1 |
39,2 |
ЧСС в мин. |
118,3 |
120,4 |
116,2 |
105,3 |
107,3 |
103,2 |
ПР, мм2 |
450,3 |
430,5 |
440,4 |
534,0 |
512,1 |
490,8 |
Максим. ЧСС в мин. |
140,3 |
130,2 |
132,4 |
135,0 |
130,0 |
128,2 |
Восстановительный период | ||||||
ПР за 30 с мм2 |
540 |
530 |
512 |
490 |
485 |
472 |
Время возврата ЧСС к исходному уровню |
185 |
176 |
175 |
145 |
130 |
125 |
Статьи о педагогике:
Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической деятельности
Условием формирования целостной личности школьника является гармоническое сочетание умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания и развития. Роль искусства как фактора воздействия на процесс формирования личности была признана с древнейших времен. Музыка на протяжении столетий ...
Внедрение новых технологий
При всех различиях познавательной деятельности школьников средних и старших классов и при соответствующих этому различиях в методике обучения истории формирование исторических знаний проходит общие для всех учащихся основные этапы движения от незнания к знанию, от неполного, поверхностного, отрывоч ...
Особенности проведения экскурсий во внеурочное время
Задачами данного параграфа являются: 1. Раскрыть содержание понятий «экскурсия», «внеурочное время». 2. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий с первоклассниками. Прежде чем раскрыть особенности экскурсий и рассмотреть, с какой целью они проводятся, мы раскроем содержание основных ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования