Влияние изометрических и динамических напряжений на функциональное со стояние организма юных волейболистов
Несмотря на то, что юные волейболисты выполняли мышечную работу более продолжительное время, чем их не тренированные сверстники, она проходила на фоне меньшей частоты пульса (табл. 4.8). Мы видим, что со стороны ССС наблюдается проявление более экономного функционирования в результате занятий волейболом с элементами силовой подготовки в течение года.
Как было отмечено в главе 2, непрерывная регистрация частоты пульса позволила во время выполнения изометрического напряжения оценить качество регулирования сердечно-сосудистой системы. Для этого определялась “площадь регулирования” (ПР) и “коэффициент демпфирования” (КДФ) частоты пульса за одну минуту до начала мышечного напряжения, во время его выполнения и в восстановительный период в течение 90 с (Глава 2).
Анализ средних показателей ПР и КДФ позволил выявить более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы тренированных школьников по сравнению с их сверстниками, не занимавшимися спортом (табл. 3.15).
Во время изометрического напряжения средняя частота пульса у юных волейболистов была достоверно меньше по отношению к контрольной подгруппе: среди 12-летних подростков - на 12,6%, 13-летних - на 12,3% и 14-летних - на 12,5%.
Представляет интерес и тот факт, что максимальный прирост частоты пульса во время изометрического напряжения по отношению к средней частоте пульса исходного фона в подгруппах волейболистов, хотя и недостоверно, но был выше, чем в контрольных. В то же время абсолютное значение максимальной частоты пульса во время мышечного напряжения в первом случае достоверно оказалось меньшим по сравнению с не тренированными школьниками (табл. 3.15). Так, в подгруппе юных спортсменов 12 лет максимальная частота пульса была равна 135 уд/минуту, а у их не тренированных сверстников - 140,3 уд/минуту.
Показатель ПР за время статического напряжения у волейболистов был значительно выше, чем в контрольной группе.
Это связано с несколькими факторами, влияющими на величину площади регулирования. Во-первых, общее время мышечной работы изометрического характера у юных волейболистов было достоверно больше, чем у нетренированных сверстсников; во-вторых, показатель прироста частоты пульса по отношению к исходному фону у юных спортсменов также был более высоким.
Анализ ПР изометрического напряжения у юных волейболистов показал, что она от возраста к возрасту снижается. В группе же не тренированных школьников наблюдается вначале повышение ПР (13 лет), а затем выраженное снижение (14 лет).
Таблица 3.15 - Изменение показателей ЧСС во время изометрического напряжения
Показатели ЧСС |
Контрольные подгруппы |
Юные волейболисты | ||||
Возраст, лет | ||||||
12 |
13 |
14 |
12 |
13 |
14 | |
Исходный фон | ||||||
ЧСС в мин. |
82,4 |
80,2 |
75,2 |
76,5 |
72,8 |
70,1 |
ПР за 60 с, мм2 |
72,8 |
69,6 |
67,8 |
69,2 |
62,9 |
58,4 |
КДФ за 60 с, |
1,07 |
1,04 |
1,09 |
0,05 |
0,04 |
0,06 |
Во время статического напряжения | ||||||
Статическая выносливость, с |
24,5 |
28,3 |
20,2 |
35,6 |
38,1 |
39,2 |
ЧСС в мин. |
118,3 |
120,4 |
116,2 |
105,3 |
107,3 |
103,2 |
ПР, мм2 |
450,3 |
430,5 |
440,4 |
534,0 |
512,1 |
490,8 |
Максим. ЧСС в мин. |
140,3 |
130,2 |
132,4 |
135,0 |
130,0 |
128,2 |
Восстановительный период | ||||||
ПР за 30 с мм2 |
540 |
530 |
512 |
490 |
485 |
472 |
Время возврата ЧСС к исходному уровню |
185 |
176 |
175 |
145 |
130 |
125 |
Статьи о педагогике:
Организация экспериментальной работы по выявлению социальной активности
студентов КБГУ
В целях выявления актуального уровня социальной активности студентов вуза нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с применением методик «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Диагностика мотивационной структуры личности» В.А. Мильмана и «Вопросника для выявления социального самоконт ...
Понятие эстетического воспитания дошкольников и его
особенности и средства в дошкольном возрасте
В современном обществе наблюдается кризис духовной составляющей человека. Меняется система ценностей, высокий уровень технических разработок предлагает населению все более новые изобретения, в том числе это касается и компьютерных технологий, которые зачастую становятся неотъемлемой частью жизни ре ...
Типы обучения
Существует несколько типов обучения или донесения информации, которые мы рассмотрим ниже. 1. первый тип – это донесение информации до других людей, просто «вываливая» ее на них, вне зависимости, что они потом с ней будут делать и как ею распорядятся. 2. второй тип обучения – это практическая тренир ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования