Методы профессионального самосовершенствования педагога

Перспективы образования » Личный пример учителя в начальной школе » Методы профессионального самосовершенствования педагога

Страница 3

I. Упражнения, направленные на овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.

II. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.

I ЦИКЛ

Выработка умения действовать органично и последовательно в публичной обстановке (проигрывание любого этапа, элемента урока в разном темпе с разными вводными заданиями: опоздавший ученик, невыполненное задание, конфликт с учеником и др.).

Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности (упражнения на освобождение и зажатие мускулатуры, задержание и снятие напряжения в процессе покоя, ходьбы и выполнения педагогической деятельности).

Достижение эмоционального благополучия учителя в классе (пробы на выбор оптимального темпа, ритма, позы, движения).

Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, сосредоточенности (выбор и расширение кругов внимания - малый, средний, большой).

Развитие простейших навыков общения (обращение и демонстрация внимания к собеседнику, привлечение внимания окружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное выражение требований, передача эмоциональных состояний).

Овладение техникой интонирования, мимикой и пантомимикой: а) сказать с разными интонациями в голосе слова: "Здравствуй", "Приступим к работе", "До свидания" - громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно, торжественно, торжествующе и т.п.; б) войти как неопытный учитель в незнакомый класс; уверенный в себе учитель-мастер; глубокий старик; артист балета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим; подчиненный своему начальству; начальник своему подчиненному; мать младенцу; г) нахмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т.п.

Преодоление внушаемых характеристик по предъявляемым фотографиям (выбор и характеристика людей, изображенных на фотографиях, из которых только один положительный человек, веселый, ласковый, умный, злой и т.п.).

Изучение эмоциональных реакций детей по фотографиям и эмоциональная идентификация себя с ними.

Словесное педагогическое воздействие (логика, выразительность, эмоциональность речи, образная передача информации в педагогическом монологе) и прогнозирование его эффективности.

II ЦИКЛ

1. Выявление эмоционально-психологического состояния учителя на уроке и способности к саморегуляции (самоанализ уроков коллег на основе наблюдения, рефлексия собственного состояния на различных этапах урока на основе самонаблюдения и изучения видеозаписи).

2. Выявление и решение педагогической задачи (умение выделять в ходе урока моменты, требующие вмешательства учителя, оценивать свои действия, соотносить их способы с конкретными задачами, прогнозировать действия в предполагаемых обстоятельствах и с вводимыми требованиями - доверие, одобрение, совет, игра, намек, условие, недоверие, осуждение).

3. Развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации в общении (анализ педагогической ситуации - прогнозирование межличностных отношений, разработка педагогических инвариантов решения одной и той же задачи).

В обобщенном виде методы самосовершенствования учителя можно представить в таблице, выделив в ней основные проблемы учителей начальных классов и предназначенные для их решения педагогические и психологические методы.

Методы личностного и профессионального самосовершенствования педагога

Проблема учителя

Методы самообразования, самовоспитания и педагогической коррекции

Методы психокоррекции

Дисбаланс культурного и социального развития

Самоанализ

Самокритика

Самоочищение

Релаксация

Эмоциональная

децентрация

Малодифференци-рованный образ "Я", неадекватная самооценка

Самовоспитание

Самообучение

Самообладание

Самоограничение

Интроспекция

Идентификация

Расширение средств самовыражения

Личностная тре-

вожность и сверх-

контроль

Самоконтроль

Самостимулирование

Педагогический анализ

деятельности и отношений с детьми

Расширение педагоги-

ческого репертуара

Эмпатическое слуша-

ние

Социальная рефлексия

Моделирование поведения

Эмоциональная

холодность, фор-

мализм в отноше-

ниях к ребенку

Педагогические этюды

Педагогическая импровизация

Педагогическое про-

гнозирование

Развитие позитивного

восприятия детей

Стимулирование личностного роста в условиях тренинга

Авторитарность и

гиперсоциали-

зированность

Педагогический анализ

конкретных ситуаций

Тренировка коммуника*-

тивных умений и навы-

ков

Эмоциональное погру-

жение

Недостаточная

профессиональная

компетентность в

отдельных аспек-

тах деятельности

Психолого-педаго-

гический консилиум

Анализ психолого-

педагогической инфор-

мации специального

назначения

Я-высказывание в пе-

дагогических ситуациях

Тренировка рефлексив-

ного поведения

Самодиагностика личностно-профессиональных

достоинств и ограниче - ний

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстояте ...

Основные задачи и методы педагогического эксперимента
Обучение алгебре, как и любому учебному предмету, может стать средством формирования личности, если учителю удаётся правильно организовать свой труд, грамотно, квалифицированно анализировать индивидуальные особенности учащихся. Планируя индивидуальные задания, составляя проверочные работы разных ур ...

Развитие силовой, скоростной и скоростно-силовой подготовленности юных волейболистов в естественных условиях учебы в школе
физический силовой подготовленность волейболист В данном разделе рассматриваются результаты исследований изменений силовых возможностей юных волейболистов в течение учебного года. Юные волейболисты тренировались 3-4 раза в неделю без включения занятий, направленных на специальную силовую подготовку ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru