Методы профессионального самосовершенствования педагога

Перспективы образования » Личный пример учителя в начальной школе » Методы профессионального самосовершенствования педагога

Страница 3

I. Упражнения, направленные на овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.

II. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.

I ЦИКЛ

Выработка умения действовать органично и последовательно в публичной обстановке (проигрывание любого этапа, элемента урока в разном темпе с разными вводными заданиями: опоздавший ученик, невыполненное задание, конфликт с учеником и др.).

Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности (упражнения на освобождение и зажатие мускулатуры, задержание и снятие напряжения в процессе покоя, ходьбы и выполнения педагогической деятельности).

Достижение эмоционального благополучия учителя в классе (пробы на выбор оптимального темпа, ритма, позы, движения).

Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, сосредоточенности (выбор и расширение кругов внимания - малый, средний, большой).

Развитие простейших навыков общения (обращение и демонстрация внимания к собеседнику, привлечение внимания окружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное выражение требований, передача эмоциональных состояний).

Овладение техникой интонирования, мимикой и пантомимикой: а) сказать с разными интонациями в голосе слова: "Здравствуй", "Приступим к работе", "До свидания" - громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно, торжественно, торжествующе и т.п.; б) войти как неопытный учитель в незнакомый класс; уверенный в себе учитель-мастер; глубокий старик; артист балета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим; подчиненный своему начальству; начальник своему подчиненному; мать младенцу; г) нахмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т.п.

Преодоление внушаемых характеристик по предъявляемым фотографиям (выбор и характеристика людей, изображенных на фотографиях, из которых только один положительный человек, веселый, ласковый, умный, злой и т.п.).

Изучение эмоциональных реакций детей по фотографиям и эмоциональная идентификация себя с ними.

Словесное педагогическое воздействие (логика, выразительность, эмоциональность речи, образная передача информации в педагогическом монологе) и прогнозирование его эффективности.

II ЦИКЛ

1. Выявление эмоционально-психологического состояния учителя на уроке и способности к саморегуляции (самоанализ уроков коллег на основе наблюдения, рефлексия собственного состояния на различных этапах урока на основе самонаблюдения и изучения видеозаписи).

2. Выявление и решение педагогической задачи (умение выделять в ходе урока моменты, требующие вмешательства учителя, оценивать свои действия, соотносить их способы с конкретными задачами, прогнозировать действия в предполагаемых обстоятельствах и с вводимыми требованиями - доверие, одобрение, совет, игра, намек, условие, недоверие, осуждение).

3. Развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации в общении (анализ педагогической ситуации - прогнозирование межличностных отношений, разработка педагогических инвариантов решения одной и той же задачи).

В обобщенном виде методы самосовершенствования учителя можно представить в таблице, выделив в ней основные проблемы учителей начальных классов и предназначенные для их решения педагогические и психологические методы.

Методы личностного и профессионального самосовершенствования педагога

Проблема учителя

Методы самообразования, самовоспитания и педагогической коррекции

Методы психокоррекции

Дисбаланс культурного и социального развития

Самоанализ

Самокритика

Самоочищение

Релаксация

Эмоциональная

децентрация

Малодифференци-рованный образ "Я", неадекватная самооценка

Самовоспитание

Самообучение

Самообладание

Самоограничение

Интроспекция

Идентификация

Расширение средств самовыражения

Личностная тре-

вожность и сверх-

контроль

Самоконтроль

Самостимулирование

Педагогический анализ

деятельности и отношений с детьми

Расширение педагоги-

ческого репертуара

Эмпатическое слуша-

ние

Социальная рефлексия

Моделирование поведения

Эмоциональная

холодность, фор-

мализм в отноше-

ниях к ребенку

Педагогические этюды

Педагогическая импровизация

Педагогическое про-

гнозирование

Развитие позитивного

восприятия детей

Стимулирование личностного роста в условиях тренинга

Авторитарность и

гиперсоциали-

зированность

Педагогический анализ

конкретных ситуаций

Тренировка коммуника*-

тивных умений и навы-

ков

Эмоциональное погру-

жение

Недостаточная

профессиональная

компетентность в

отдельных аспек-

тах деятельности

Психолого-педаго-

гический консилиум

Анализ психолого-

педагогической инфор-

мации специального

назначения

Я-высказывание в пе-

дагогических ситуациях

Тренировка рефлексив-

ного поведения

Самодиагностика личностно-профессиональных

достоинств и ограниче - ний

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Дидактическая игра как одно из условий развития иворческого потенциала учащихся на уроках биологии
Гуманизация отношений как одна из педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости и психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий, составной частью которых является игра. ...

Особенности внимания младших школьников
Внимание развивается в младшем школьном возрасте. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с до ...

Анализ и оценка опытно экспериментальной работы
III этап: на этом этапе подводился анализ всех мероприятий, проведенных с учениками по формированию у них познавательного интереса. Мы использовали ту же самую диагностику, чтобы посмотреть, какие изменения произошли в познавательном интересе у учащихся 2б класса, полученные результаты представлены ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru