Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников
Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «Е» и 2 «А» классов в количестве 22 человека. 2 «Е» составил экспериментальную группу, 2 «А» контрольную (по 11 человек в каждой). Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня творческих способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап – формирующий.
На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
3 этап – контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня творческих способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
Для выявления уровня творческих способностей младших школьников мы выделили следующие критерии:
Уровень восприятия
Уровень мышления
Уровень воображения
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня творческих способностей у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – объем восприятия менее 4 единиц; мышление развито плохо; воображение – коэффициент оригинальности (Кор) меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень – объем восприятия от 4 до 7 единиц; мышление на среднем уровне; воображение – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень – объем восприятия от 7 до 10 единиц; мышление на высоком уровне; воображение – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Для выявления уровня творческих способностей мы использовали следующие методики: для выявления уровня восприятия – «Узнай, кто это»; для выявления уровня развития творческого мышления – «Что здесь лишнее»; для выявления уровня развития творческого воображения – «Дорисовывание фигур».
Результаты по критериям и показателям.
Методика для выявления уровня восприятия выявила следующие результаты: в экспериментальной группе 3 человека набрали от 7 до 10 баллов (Влад О., Лолла Р., Денис П.,) – это высокий уровень; 4 человека набрали от 4 до 7 баллов (Иван П., Алексей Д., Кирилл З., Николай М.) – это средний уровень; 4 человека набрали менее 4 баллов (Анастасия М, Валерия К., Алекеан П., Вера К.) – это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали от 7 до 10 баллов (Константин Г., Лариса Е.)- это высокий уровень; 6 человек набрали от 4 до 7 баллов (Мария Б., Екатерина Н., Станислав Б., Вера В., Дмитрий В., Ольга Д.) – это средний уровень; 3 человека набрали менее 4 баллов (Артем Ш., Степан Ж., Захар И.) – это низкий уровень.
Методика для выявления уровня развития мышления показала: в экспериментальной группе 3 человека набрали от 7 до 10 баллов (Лолла Р., Влад О., Денис П.) – это высокий уровень; 4 человека набрали от 4 до 7 баллов (Иван П., Алексей Д., Кирилл З., Николай М.) – это средний уровень; 4 человека набрали менее 4 баллов (Анастасия М, Валерия К., Алекеан П., Вера К.) – это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали от 7 до 10 баллов (Константин Г., Лариса Е.) – это высокий уровень; 6 человек набрали от 4 до 7 баллов (Мария Б., Екатерина Н., Станислав Б., Вера В., Дмитрий В., Ольга Д.) – это средний уровень; 3 человека набрали менее 4 баллов (Артем Ш., Степан Ж., Захар И.) – это низкий уровень.
Статьи о педагогике:
Понятие «готовность к школьному обучению»
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответств ...
Развитие активного словаря
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. П ...
Анализ технологий обучения
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.С. Афанасьеву): интегративные качества (такие ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования