Общие свойства и особенности города
Нет недостатка в словах и выражениях, в которых города характеризовались как исключительное явление: “Город — интеграл человеческой деятельности”, “Города есть лучшее из того, что создано человеческой цивилизацией за всю историю ее развития”, “Города — духовные мастерские человечества”, “Город — одно из сильнейших и полнейших воплощений культуры, один из самых богатых видов ее гнезд”. “Города — двигатели прогресса”.
Город создается совместными действиями многих сил. Это результат развития торговли, промышленности, культуры, следствие нужд обороны и намерений политики; он возникает в связи с освоением новых районов и углублением международного разделения труда. Города — форма расселения и территориальной организации хозяйства, которая обладает многими достоинствами, необходимыми для общественного развития. Город чрезвычайно притягателен. Он интегрирует, переплавляет, трансформирует, вбирает в себя все, и в нем есть все, что как раз и затрудняет, как заметил философ П.Г.Щедровицкий, его определение как явления.
Город — модель общества, его породившего. У него удивительная способность отражать особенности района, в котором он находится, этноса, живущего в этой части Земли, отрасли. Представленной в его производственной структуре.
Разнообразные функции города делают его многогранным и очень сложно устроенным. В энциклопедических статьях он характеризуется как чрезвычайно многоплановый социальный организм, сложный экономико-географический, архитектурный и инженерно-строительный, культурный комплекс. Краткие определения говорят о самых общих его чертах. Они только подводят к его характеристике. Попытаемся описать основные, наиболее характерные свойства и особенности города, благодаря которым он занял столь важное место в жизни общества.
Урбанистическая концентрация (один из фундаментальных признаков города) — высокая концентрация различных объектов и видов деятельности и связанного с ним населения на весьма ограниченной территории. Это особый вид территориальной концентрации, специфическое, качественное явление, характеризующееся не только масштабами концентрации, которые могут достигать высоких показателей, но и чрезвычайным разнообразием. Сосредоточенные в городе виды деятельности находятся в тесном взаимодействии, а живущие в нем люди имеют возможность тесного общения. Поэтому урбанистическая концентрация — это концентрация разнообразия и взаимодействия.
В близком соседстве оказываются порознь тяготеющие к городу, но плохо совместимые объекты, производства. Обычно это влечет за собой ухудшение экологической ситуации. Таким образом, территориальная концентрация дает возможность получить значительный экономический выигрыш, но она сопряжена с рядом побочных, негативных последствий.
Особенность города как формы территориальной концентрации и в том, что в нем сосредоточиваются прогрессивные силы общества, наиболее творческие его элементы. Это определяет важнейшие свойства среды города, его интеллектуальный и духовный потенциал, в конечном счете, его роль как двигателя прогресса.
К атрибутам истинного города относится и многофункциональность, позволяющая более полно использовать многогранный потенциал города, географическое положение, специфическую среду, развитую инфраструктуру, высококвалифицированные кадры, производственные фонды и т.д. Она открывает возможность эффективно сочетать производства и виды деятельности, закономерно дополняющие друг друга.
Статьи о педагогике:
Основные компоненты содержания обучения иностранному языку
В соответствии с общедидактическим подходом, мы рассматриваем вопрос о содержании обучения. Проблема содержания в методике обучения иностранного языка остается одной из самых актуальных. Немаловажное значение имеет взаимосвязь содержания обучения с социальным заказом общества. С его развитием, а та ...
Применение дидактических игр на уроках биологии
дидактический игра урок биология Где бы мы ни были, нас повсюду окружают животные и растения. Но изучать биологию – не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сдела ...
Способности ребенка к усвоению иностранного языка
Переход нашей системы образования на гуманистическую парадигму выдвигает на первый план проблемы развития способностей. Психологи отмечают, что как для родителей, так и для педагогов важно знать и учитывать в обучении способности детей, иначе нельзя начинать серьезный разговор об их воспитании . В ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования