Средства и отличительные черты методики

Перспективы образования » Физическая подготовка спортсменов » Средства и отличительные черты методики

Страница 1

В качестве средств воспитания координационных способностей спортсмена могут быть использованы, в принципе, самые различные упражнения из числа средств общей и специальной подготовки, если они связаны с преодолением координационных трудностей. По мере того, как упражнение становится привычным, все прочнее закрепляется типичная для него форма координации движений, и оно перестает эффективно воздействовать на координационные способности. Чтобы сохранить эффективность тренировки в этом отношении, надо либо изменить упражнение, либо заменить его новым. Новизна, необычность и обусловленная ими степень координационных трудностей— определяющие критерии выбора двигательных заданий для воспитания координационных способностей. Состав средств (совокупность упражнений), применяемых в этих целях, должен отличаться особой динамичностью в том смысле, что его необходимо постоянно обновлять по ходу спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, спортсмен не только количественно пополняет свой двигательный опыт, но и, по выражению Л. А. Орбели, "тренирует свою тренируемость" как способность образовывать все новые формы координации движений. Это — ведущее направление в воспитании - координационных способностей, особенно на первых этапах спортивного совершенствования.

Так как степень возможного обновления форм координации движений в избранном виде спорта зависит от разнообразия присущих ему техники и тактики, то чем богаче их двигательный состав, тем большую роль в воспитании координационных способностей спортсмена играют средства спортивной специализации (соревновательные и специально-подготовительные упражнения). Если же избранный вид спорта отличается относительно узким и стандартным составом движений (бег, метания и т. п.), то основными средствами пополнения фонда двигательных навыков и умений часто являются комплексы спортивно-вспомогательных гимнастических (в том числе акробатических) упражнений, подвижные игры и виды спорта, смежные с избранным. Эффективными в этом отношении могут быть не только упражнения, координационно сходные с избранным видом спорта, но и имеющие существенно иную координационную структуру. Последние играют подчас особенно важную роль в воспитании координационных способностей. Навыки в данном случае осваивают не ради их самих, а ради того эффекта развития, который создается в процессе образования новых форм координации движений и их взаимодействия с усвоенными ранее: тренируясь в их освоении, спортсмен тем самым упражняет свои координационные способности и повышает общий уровень тренируемости.

Это обстоятельство пока не всегда принимают во внимание в практике спорта, что чаще всего выражается в стремлении постоянно вести тренировку на основе узкого круга привычных упражнений. В результате независимо от желания постоянно закрепляемые стереотипные навыки превращаются в непреодолимый "координационный барьер", который ограничивает перспективы спортивного совершенствования.

Очевидна, с другой стороны, нецелесообразность чрезмерного расширения состава средств тренировки вопреки закономерностям спортивной специализации. На каждом ее этапе необходимо соблюдать определенные пропорции в использовании привычных и новых тренировочных средств. Известно, что с каждым очередным этапом увеличиваются затраты времени на совершенствование в избранных упражнениях и все труднее становится выделять время на освоение дополнительных упражнений. Именно потому ведущей линией методики воспитания координационных способностей по мере углубления спортивной специализации становится введение фактора необычности при выполнении привычных действий, с тем чтобы обеспечить возрастающие требования к координации движений.

Методическое воплощение этой линии сводится в большинстве случаев к трем подходам: во-первых, строго заданное изменение отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия, усложняющее координацию движений; во-вторых, выполнение привычных действий в непривычных сочетаниях; в-третьих, введение различных внешних условий, вынуждающих варьировать привычные формы координации движений. Каждый из подходов может быть реализован во множестве частных методических приемов.

Особенности нормирования нагрузок и отдых а при выполнении заданий "на координацию" определяются в первую очередь тем, что они требуют предельной сосредоточенности внимания, тонких дифференцировок и регулировок, значительной волевой собранности. Образование новых форм координации движений и тем более перестройка прочно закрепленных координационных связей, надо думать, представляют для нервной системы весьма трудную задачу. Естественно, что ее лучше всего решать в начале основной части тренировочного занятия, пока сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность. Суммарный объем нагрузки (общее число упражнений и повторений) в таких заданиях обычно сравнительно невелик (нередко всего один-два вида упражнений с несколькими повторениями в каждом). Практически его ограничивает не только уровень координационных трудностей, но и суммарные энерготраты, с которыми сопряжены упражнения.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Развитие активного словаря
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. П ...

Содержание внеклассной работы по русскому языку
Одним из нейтральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе. Наряду с этим на вне ...

Использование технологий разноуровневого обучения
Круг дифференциации и индивидуализации в педагогике очень широк. Огромное место занимает здесь разноуровневый подход в обучении. 1 способ. Опережение. Контроль. Учитель на уроке старается дать больше информации, чем определено программой начальной школы или предложено в учебнике. Сильный ребенок ус ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru