Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

Перспективы образования » Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников » Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

Страница 6

В формировании положительного отношения к труду младших школьников следует учитывать их склонность к подражанию. Потребность в подражании создаёт предпосылки для ускоренного накопления опыта нравственного поведения, сознательного отношения к труду. Младшего школьника должна окружать обстановка добросовестного отношения к труду всех взрослых: отца, матери, родных, учителя. Это благодатная и живительная среда, на фоне которой развёртывается процесс становления личности школьника, его морального облика, убеждений и привычек поведения. Создание традиций доброго отношения к труду, опора на живые примеры, затрагивающие мысли и чувства школьника, - важное условие формирования нравственного и трудового отношения к труду у младших школьников.

Формирование положительного отношения к труду в младшем школьном возрасте включает не только участие школьников в определённой деятельности, но и ознакомление с трудом людей. При этом решаются основные задачи профориентационной работы с младшими школьниками.

Профориентация – научно-практическая система подготовки школьников к свободному, сознательному, самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профессиональную информацию, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию.

Профессиональное самоопределение не только акт выбора. Оно имеет динамический и осознанный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека. Условно их можно обозначить так:

1. Эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста;

2. пропедевтический – младшие школьники;

3. поисково-зондирующий (с 5 по 7 классы);

4. развития профессионального самосознания (8-10 классы);

5. период уточнения социально-профессионального статуса (10-11 классы);

6. вхождение в профессиональную деятельность;

7. развитие профессионала в процессе самого труда.

Результатом процесса профессионального самоопределения в школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей:

· получение знаний о себе (образ «Я»);

· получение знаний о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности);

· соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

На уроках чтения, русского языка, математики, природоведения младшие школьники знакомятся с общими представлениями о профессиях. Полученные знания углубляются на уроках трудового обучения, которые позволяют школьнику усваивают некоторые положения в конкретной трудовой практике.

На уроках математики, природоведения и трудового обучения школьники приобретают умения и навыки, необходимые для выполнения некоторых общественно полезных дел. Так, на уроках математики они учатся распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры, производить геометрические построения и измерения, пользуясь простейшими измерительными и чертёжными инструментами. Эти умения необходимы при изготовлении изделий различных геометрических форм из бумаги, картона, ткани, проволоки.

Знания и умения, приобретаемые младшими школьниками на уроках, учитель углубляет и закрепляет в свободное от уроков время. Здесь диапазон общественно полезных дел учащихся расширяется. Он включает в себя общественно полезную трудовую деятельность для нужд школы и внешкольных учреждений, самообслуживание в школе и дома, производительный труд, занятия по интересам, общественную работу. Участвуя в разных видах общественно полезного труда, ученики получают новые знания и умения.

Таким образом, организуя в школе работу по формированию положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий, необходимо учитывать их возрастные особенности, используя при этом не только включение младших школьников в различные виды деятельности, но и систематически проводя профориентационную работу, заключающуюся в ознакомлении младших школьников с самыми распространёнными профессиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Статьи о педагогике:

Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. Прилагательные классифицируются по ...

Учебно-программное обеспечение курса «Познай себя»
Учебная программа - это документ, устанавливающий содержание и объем знаний, умений и навыков по предмету и определяющий последовательность их прохождения по годам обучения. Программа бывают следующих видов: 1. Альтернативная; 2. Компилятивная (заимствованная, объединяющая фрагменты существующих ра ...

Организация совместной трудовой деятельности младших школьников
Трудовая деятельность младших школьников является одним из видов воспитывающей деятельности. Её целью является формирование отношения младших школьников к труду, творчеству, к науке, книге, учению. Трудовая деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслит ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru